И глупые ли они
Порой стороннему человеку или клиенту, пришедшему на первую консультацию к психологу, вопросы специалиста кажутся глупыми. «Что с тобой сейчас происходит?» – помню, как в первые разы такая реплика моего психолога ставила меня в ступор. «В смысле что со мной происходит? Да откуда ж я знаю? Могу сказать точно, что меня скоро взорвет от эмоций», – примерно что-то такое проносилось в моей голове.
Или похожий вопрос: «А что ты сейчас чувствуешь?». А если я чувствую много всего и сразу? Левая пятка чешется, хочу сбежать со встречи, рука затекла, надо завести кота, ой, птичка пролетела, злюсь на папу… или на психолога? О, кажется, именно последнее имеет отношение к делу.
Но дело в том, что все-таки это правильные вопросы. Они помогают уточнить, что именно ощущает клиент. Психолог, конечно, будет внимательно наблюдать за невербальными реакциями клиента, но и они абсолютно уникальны. Один сожмет зубы от страха, другой – от злости. Поэтому специалист переспросит: что именно вы сейчас испытываете? Психолог (для кого-то это грустная мысль) все-таки не рентген и угадывать мысли и догадываться о чувствах все же не входит в его обязанности.
Некоторых клиентов раздражают вопросы в стиле «Чем я могу вам помочь?» или «Что вы ждете от консультации?». Но, знаете, лучше на берегу узнать, что хочет клиент, чем потом, через несколько встреч, понять, что результата нет, а психолог с клиентом зря потеряли время (последний еще и деньги). Аналогично: в одних и тех же обстоятельствах и проблемах люди могу хотеть совершенно разные вещи. Один – поддержки, другой – утешения, третий – совета и так далее.
Помню еще один случай. Обсуждала как-то с коллегой-психологом, что собираюсь увольняться. И решилась. И на следующий день пишу ей: «Это произошло!» На что получила недоуменный вопрос: «Что, это?» А мне казалось совершенно очевидным, что если вчера мы обсуждали увольнение, значит, я сегодня уволилась. Что же еще могло произойти?
Но представьте: коллега бы подумала «А, она наконец-то сделала себе ногти, давно собиралась, здорово» и начала бы отвечать мне в соответствии с этим ее пониманием. И что бы тогда вышло? Диалог в стиле «В огороде бузина, а в Киеве живет дядька», как говорила наш преподаватель по диалектологии на филфаке.
Поэтому, если вы не поняли собеседника, переспросить никогда не бывает лишним. Многие боятся этого – а зря: лучше сразу все уточнить, чем потом поругаться и сказать: «Так я же тебе все это говорила!». Так что процесс взаимопонимания может строиться в том числе и путем задавания глупых и «глупых» вопросов.