ВАЗ-2105 «Жигули» (LADA 2105) — советский и российский заднеприводный автомобиль III группы малого класса с кузовом типа седан. Серийно и массово выпускался на Волжском автомобильном заводе. Разработан на Волжском автомобильном заводе. Мелкосерийное производство начато в октябре 1979, полномасштабное и массовое производство развёрнуто в январе 1980 года и длилось до 30 декабря 2010 года. Самый длительно выпускавшийся автомобиль семейства «Жигули» (31 год с 1979 по 2010 годы).
В конце 2000-х годов являлся самым дешёвым автомобилем на российском рынке[1][2] (цена в 2009 г. — 178 000 рублей), в основном из-за наименьшей комплектации (только самые необходимые органы управления и средства комфорта; для сравнения: ВАЗ-2107 в том же году стоил 192000 рублей).
История создания[править | править код]
Модель ВАЗ-2105 стала родоначальницей второго поколения вазовской «классики», и разрабатывалась путём серьёзной модернизации ранее выпускаемых моделей в рамках «второго» поколения заднеприводных автомобилей ВАЗа как замена первенца ВАЗ-2101 «Жигули», в свою очередь созданного на базе Fiat 124, победителя конкурса «Европейский автомобиль 1967 года». При полном сохранении каркаса и технологии изготовления кузова, его внешние панели заметно изменились, придав модные в тот момент «угловатые» формы. Хромированные декоративные детали уступили место матовым чёрным, сделанным из пластика или окрашенного металла. Алюминиевые бамперы с резиновым буфером проектировались с расчётом на установку гидравлических демпферов по американским стандартам безопасности.
Появились и заметные технические усовершенствования. Вместе с тем - многие из технических усовершенствований были призваны удешевить конструкцию автомобиля и упростить конвейерную сборку. В частности, отсутствие хромированных деталей делало ненужным длительный технологический процесс нанесения на стальные детали последовательно меди, никеля и хрома с предварительной полировкой и травлением хромируемых поверхностей. Без должной подготовки поверхности слой хрома становился матовым. Или попросту отшелушивался. В новом автомобиле впервые в СССР использован зубчатый ремень привода газораспределительного механизма двигателя вместо цепи, цельноштампованные панели интерьера из полиуретана и блок-фары с гидрокорректором[3]. Впервые задние фонари объединили под одним плафоном габаритные и противотуманные огни, поворотники, стоп-сигналы и огни заднего хода. До этого на вазовских автомобилях единственный противотуманный фонарь подвешивался под задним бампером. Впервые обогрев заднего стекла вошёл в штатную комплектацию. Появился обдув стекол передних дверей через боковые сопла. Поэтому сами стёкла передних дверей выполнены цельными за счёт отказа от поворотных треугольных "ветровиков", а боковые зеркала получили возможность регулировки изнутри салона. Вместе с тем развитые воздуховоды отопителя заметно уменьшили объём перчаточного ящика (в просторечии "бардачок"). Конструкция передних дверей без поворотных форточек стала заметно дешевле в изготовлении, но заметно снизилось удобство пользования окнами для водителя и переднего пассажира. Форточки позволяли открывать их в дождь, при этом в салон не попадали капли с неба и брызги от соседних автомобилей. Сиденья нового автомобиля получили обивку из чёрного кожвинила и регулируемые по высоте подголовники для передних пассажиров.
Первые опытно-промышленные партии ВАЗ-2105 были произведены в конце 1979 года, а полномасштабное производство началось с 25 января 1980 года. В августе 1983 года автомобилю был присвоен Государственный знак качества СССР. На базе модели 2105 позже были освоены «люксовый» седан ВАЗ-2107 (1982 год) и универсал ВАЗ-2104 (1984 год). С 1995 до 2006 года с использованием узлов и агрегатов ВАЗ(LADA)-2105 мелкосерийно производился пикап(фургон) ВИС-2345. С 2005 года, в рамках введения ОАО «АвтоВАЗ» новой системы наименований своей продукции автомобиль стал продаваться и на внутреннем рынке как LADA 2105[4].
В последнем для «пятерки» 2010 году в серийном производстве на АвтоВАЗе оставалась модификация LADA 21054-30-011[5] с двигателем ВАЗ-21067 с распределённым впрыском, отвечающим экологическому классу Евро-3. Модификация LADA 21054-30-011, отличающаяся окраской кузова в цвет «металлик» была введена в январе 2010 года из-за закрытия сборочной линии «классики» и переноса производства седанов LADA 2105/2107 на одну линию с Lada Samara[6].
В России все 2000-е годы стабильный спрос на «классику» сохранялся из-за низкой розничной цены данных отечественных автомобилей. Так, после прекращения в ноябре 2008 года выпуска микролитражки «Ока» СеАЗ-11116 седан LADA 2105 стал самым дешёвым легковым автомобилем на российском рынке, а на начало действия программы утилизации с учётом компенсационного сертификата на 50000 рублей его цена составила всего 99000 рублей, однако, на январь 2011 года — уже 199900 рублей (по данным с сайта АвтоВАЗа). Спрос на «пятёрку» после спада в кризисном 2009 году подхлестнула именно программа утилизации, в рамках которой наиболее востребованными рынком оказались как раз традиционные «классические» модели АвтоВАЗа. Именно в данном аспекте программа призванная увеличить спрос на автомобильном рынке в целом и на продукцию АвтоВАЗа в частности, со своей задачей справилась, но чтобы не терять фактическую прибыль АвтоВАЗ к началу 2011 года скорректировал вверх цену на свою продукцию, примерно на стоимость сертификата[7].
ВАЗ-2105 выпускался до декабря 2010 года. Всего с конвейера АвтоВАЗ сошло 2 091 000 автомобилей ВАЗ-2105[источник не указан 34 дня]. Последний экземпляр цвета «мускари» сошёл с конвейера 30 декабря 2010 года. Планировалось продолжить выпуск на ИжАвто, но потом от этой идеи отказались, так как унификация с ВАЗ-2107 была настолько сильна, что выгоднее стало выпускать одну модель. Первоначально, 26 августа 2010 года АвтоВАЗ объявил о переносе производства (включая штамповку, сварку и окраску кузовов) автомобилей Lada пятой и седьмой моделей на ОАО «ИжАвто» (г. Ижевск)[8], но 30 декабря 2010 года с вазовского конвейера сошёл последний экземпляр LADA 2105. Прекращение производства «пятёрки» АвтоВАЗ объяснил низким спросом именно на эту модель из всего классического семейства (23 %)[9]. В 2011—2012 гг. в производстве остались лишь LADA 2107 и LADA 2104.
Последние выпущенные автомобили весьма сильно отличались от первых серийных: вместо специально разработанного для этой модели двигателя ВАЗ-2105 с зубчатым ремнём ГРМ, с 1994 года машины оснащались привычными моторами ВАЗ-21011 или более мощным ВАЗ-2103. К концу 1990-х годов завод отказался от фароочистителей из-за их низкой надёжности, а также от антибликовых стёкол комбинации приборов, оставив последние на модели 2107. От цельноштампованных панелей внутренней обивки дверей отказались ещё раньше, в середине 90х годов, унифицировав их с салонами ВАЗ-2107. Тогда же колёсные диски с пятью вентиляционными отверстиями, разработанные специально для ВАЗ-2105, были сняты с производства, а на автомобили устанавливались колёса с дисками ВАЗ-2103 и ступичные колпачки 2107. В середине 2000-х годов двигатели 2103 и 2106 были модифицированы, получив систему распределённого попарно-параллельного впрыска топлива с электронным управлением и новую систему питания с электробензонасосом, погружаемым в бак[10]. Примерно тогда же в салон начали устанавливать сиденья от ВАЗ-2107 с несъёмным подголовником. С лета 2007 года сравнительно дорогие алюминиевые бамперы также уступили место пластмассовым бамперам 2107. Во второй половине 2008 года отказались и от внешних металлических ручек с хромовым покрытием в пользу пластмассовых.
Модификации[править | править код]
- ВАЗ-2105 — с карб. двигателем ВАЗ-2105 (1,29 л, 63,6 л. с., 92 Н·м) и 4-ст. КПП;
- ВАЗ-21050 — с двигателем ВАЗ-2105 и 5-ст. КПП;
- ВАЗ-21051 — с карб. двигателем ВАЗ-2101 (1,2 л, 64 л. с., 85 Н·м) и 4-ст. КПП;
- ВАЗ-21053-20 — с двигателем ВАЗ-2104 (распределённый впрыск, 1,45 л, 71,4 л. с., 110 Н·м, Евро-2) и 5-ст. КПП;
- ВАЗ-21054 — мелкосерийная спецмодификация для ГИБДД, МВД и ФСБ с карб. двигателем ВАЗ-2105 (1,57 л, 80 л. с., 122,5 Н·м), оснащавшаяся дополнительными бензобаком и аккумулятором.
- ВАЗ-21054-30 — с двигателем ВАЗ-21067 (распределённый впрыск, 1,57 л, 82 л. с., 116 Н·м, Евро-3) и 5-ст. КПП;
- ВАЗ-21055 — мелкосерийная модификация для такси с дизелем ВАЗ (БТМ)-341 производства Барнаултрансмаш (1,52 л, 50,3 л. с., 92 Н·м);
- ВАЗ-21057 (LADA Riva) — экспортный вариант ВАЗ-21053 с правосторонним рулём и двигателем с моновпрыском (Евро-1), выпускался в 1992—1997 годах для рынков Великобритании и стран с левосторонним движением;
- ВАЗ-21058 (LADA Riva) — экспортный вариант ВАЗ-21050 с правосторонним рулём, выпускался в 1982—1994 годах для рынков Великобритании и стран с левосторонним движением;
- ВАЗ-21059 — мелкосерийная спецмодификация для ГАИ, МВД и КГБ с роторно-поршневым двигателем Ванкеля ВАЗ-4132 (1,3 л, 140 л. с., 186 Н·м);
- ВИС-2345 — пикап полурамной конструкции на базе ВАЗ-21053 и 21054, производился фирмой ОАО ВАЗИНТЕРСЕРВИС с 1995 по 2006 год;
- Лада-2105-ВФТС (LADA-VFTS) — спортивный автомобиль, строившийся на мощностях Вильнюсской фабрики транспортных средств, под руководством советского раллиста Стасиса Брундзы. Омологирована (утверждена в качестве однотипного образца) по международной группе B классификации FISA. Оснащалась форсированным двигателем ВАЗ-2106, с применением карбюраторов WEBER 45 DCOE (1,6 л, 160 л. с. при 7000 об/мин), 165 Н·м (при 5500 об/мин) и 4- и 5-ступенчатыми КПП, с кулачковыми муфтами включения. В качестве основы использовались приходившие с ВАЗа автомобили в спецификации ВАЗ-21054-80, подвергавшиеся глубокой модернизации. В целях снижения массы, часть металлических кузовных деталей заменялись алюминиевыми (в том числе двери) и пластиковыми элементами[11].
- ВАЗ-2105 VIHUR — раллийный автомобиль, выпускавшийся производственным объединением по выпуску спортивной техники «Вихур» ЦК ДОСААФ СССР в г. Таллине. Омологированна по группе А-2/1 союзной классификации (т. н. «полуторная группа»). В соответствии требованиям группы А-2/1, двигатели оставались серийными, практически без изменений[12].