Каждый слышал о том, что японские автомобили одни из самых надежных и долговечных автомобилей в мире - откуда взялось это выражение и почему об этом знает практически каждый автолюбитель, не говоря уже о профессионалах? Если рассматривать историю Японии прошлого века, то можно узнать о том, что в Японии до Второй Мировой войны автомобилестроение развивалось в "грузовом направлении" для обеспечения нужд растущей армии. Легкового транспорта практически не было, да и потребности в нем у жителей практически отсутствовала, это объясняется малой покупательской способностью населения.
Современное автомобилестроение Японии, опирающееся на методы массового производства, появлялась после Второй Мировой войны, причем потребовалось на это всего несколько лет. Толчком для становления и быстрого развития экономики Японии, как ни странно послужило поражение в войне, наложившее запрет на содержание и развитие армии, которое занимало львиную долю бюджета страны. А война в Корее в 50х годах двадцатого века позволила Японии пополнить казну, практически полностью растраченную за предыдущее десятилетие. "Освободившись" от такой огромной статьи бюджета средства были направлены на развитие экономики страны, в частности на легковое автомобилестроение.
В 1951 г. в Японии было произведено около 30.000 грузовых автомобилей, из которых больше половины закупили американцы для использования как в Корее, так и в самой Японии. Сборочные конвейеры японских автомобильных предприятий работали в две смены, но не смотря на это не могли успеть за быстро увеличивающимся спросом, поэтому зачастую приходилось форсировать запуск и ввод в эксплуатацию новых мощностей. Прибыли японских автомобильных компаний стремительно росли, как за счет выпуска продукции, так и за контракты на ремонт поврежденных в ходе военных действий автомобилей, в том числе американского производства. Последнее дало возможность японским инженерам и специалистам изучить все технологии, применяемые на тот момент в США. Так как увеличение производства легковых машин было немыслимо без быстрого усвоения технологического опыта зарубежных автомобильных гигантов.
Японские компании стали заключать с зарекомендовавшими себя зарубежными автопроизводителями соглашения об импорте автомобилей в разобранном виде для сборки на собственных заводах. Тщательное изучение ввезенных за последующие годы автомобилей помогло спроектировать уже чисто японские модели автомобилей. За короткий срок в Японии был налажен выпуск основных запасных частей, таким образом первоначальная задача - изучение зарубежной технологии была решена в максимально короткие сроки.
Однако не все компании пошли таким путем - "Toyota Motor" налаживала выпуск легковых автомобилей без изучения зарубежной техники, а в ноябре 1955 г. был создан автомобиль Toyota Crown, который не уступал заграничным моделям ни по цене, ни по качеству.
Уже к 80 годам прошлого века Япония обогнала США по производству автомобилей, хотя США считается старейшей и крупнейшей автомобильной державой мира. Успехи японских автомобилестроительных компаний не пришли сами собой, а стали итогом рассчитанной на массового потребителя специализации. Японские компании выпускали компактные и экономичные автомобили, потребляющие относительно мало топлива, но отличающиеся высоким качеством исполнения и сравнительно невысокими ценами. Все это стало возможным благодаря более высокой производительности труда, а она была следствием высокой автоматизации и лучшей организацией производственных процессов. Таким образом Япония опередила США и другие страны по выпуску и применению промышленных роботов в автомобилестроении.
Самым удивительным является тот факт, что несмотря на постоянно возрастающее количество выпускаемых автомобилей, качество деталей и сборки остается неизменно на высочайшем уровне. В этом и скрывается ответ на вопрос о появлении ярлыка о "Надежном и долговечном автомобиле", применяемого на все автомобили, производимые под всеми известными брендами.