(Этот канал посвящен детству. Мой тесть, Иван Андреевич Губарь, написал воспоминания о своем детстве в послевоенной белорусской деревне. Мне они настолько понравились, что я решил познакомить читателей с отрывками из этой книги).
После окончания училища механизаторов я получил свое первое производственное задание. Пробным камнем для новоиспеченных специалистов – меня и Андрея Казаченко (сын председателя колхоза) - явилось поручение перегнать из деревни Петрицкое в деревню Селец трактор «Универсал». Честно говоря, поручение не обрадовало. Кроме того, что когда-то был трактор такой марки и нескольких картинок в учебнике, дающих возможность представить его общий вид, больше ничего о нем я не знал.
Еще более удручающее впечатление произвел на нас реальный внешний вид дедушки отечественного тракторостроения. Огромные металлические колеса с острыми шипами, отсутствие нормального сиденья, огромный шкив[1] на двигателе, простейшее рулевое устройство, торчащая впереди двигателя заводная ручка и другие элементы конструкции у человека, видевшего и водившего красавца «Беларусь» МТЗ-5, никакого восхищения не вызывали.
[1] Шкив - фрикционное колесо с желобом или ободом по окружности, которое передает движение приводному ремню или канату.
Два дня ушло на ознакомление и комплектацию, получение на складе карбюратора, магнето и других деталей. На третий день, наконец, произвели попытку завести двигатель. Вот здесь мы допустили огромную ошибку. Оказалось, что «дедушка» хотя и стар, но опасен. При запуске двигателя человек, вращающий заводную рукоятку, при потере бдительности имеет огромную вероятность получить перелом челюсти или ключицы. Неправильно выставленное зажигание было причиной обратного хода заводной рукоятки. Что это такое - я ощутил на себе. После нескольких оборотов рукоятки «старичок» пару раз чихнул, а затем резко дал ход рукоятке назад. Не будучи готовым к этому, я упустил рукоять и тут же получил хороший удар в плечо, уложивший меня в нокдаун недалеко от вверенной мне техники. В последующем заводили исключительно при помощи брючного ремня, что позволяло держаться от коварной рукоятки подальше.
На четвертый день мы выехали из Петрицкого примерно в 14.00 и поздней ночью, вопреки предсказаниям многих скептиков, и, до некоторой степени вопреки собственным предчувствиям, мы все же поставили трактор на зерновой ток в деревне Селец, где он отныне начал приводить в действие веялки для очистки зерна.
На току работа велась только в одну смену и необходимость во втором трактористе отпала.
Поскольку свободных тракторов на тот момент в колхозе не оказалось, мне предложили временно поработать помощником машиниста локомобиля.
(Полный вариант книги Ивана Губаря "Однажды в детстве, после войны" можно прочесть здесь - https://author.today/work/61027)