По данным аналитического агентства «Автостат», объём российского рынка легковых автомобилей с пробегом в первые семь месяцев 2019 года составил почти 3 миллиона единиц. А по итогам8 месяцев доля вторичного рынка составила почти 78%, то есть в России продаётся в 3,5 раза больше подержанных автомобилей, чем новых. Рассказываем, какие есть способы продать свою старую машину и на что стоит обратить внимание.
Что ценится на вторичном рынке
На интернет-площадках можно найти объявления о продаже практически любых подержанных товаров — от дач до бумажных пакетов известных брендов. Казалось бы, на каждый товар находится свой покупатель — но как минимум с одной оговоркой: что-то практически не теряет в цене и имеет высокую ликвидность, а что-то может месяцами лежать на виртуальном прилавке, дожидаясь своего часа. Это актуально и в случае с продажей автомобиля.
Есть несколько факторов, которые определяют спрос на конкретный автомобиль на вторичном рынке:
- Марка и модель. Автомобили премиального сегмента, как ни странно, быстрее теряют в цене. Особенно это касается флагманских моделей (представительского класса). У таких машин серьёзные мощностные характеристики, и они под завязку набиты сложными электронными системами. Из-за этого они весьма дороги в обслуживании — и тем более в ремонте. Поэтому те, кто может позволить себе приобретать такие модели новыми, обновляют автопарк раз в 3–4 года с появлением рестайлинговой модификации или раз в 6–7 лет — с выходом нового поколения. Чтобы купить такую машину в подержанном состоянии и потом не рвать на себе волосы, нужно иметь серьёзный опыт. При этом, приобретая машину мощностью более 250 лошадиных сил, вы становитесь обладателем не только большого запаса под педалью акселератора, но и транспортного налога как минимум в 37 тысяч ₽ в год. Поэтому более ликвидны модели бюджетного сегмента.
- Состояние. Даже самая ликвидная на вторичном рынке модель автомобиля будет продаваться очень долго (или быстро, но дёшево), если её состояние оставляет желать лучшего. Причём не всегда самым важным параметром оказывается пробег: если автомобиль прошёл 200 тысяч километров по немецким автобанам и обслуживался у дилера в Германии, его состояние будет на порядок лучше, чем у машины, которая накатала 100 тысяч по российским дорогам, изредка получая обновление смазочных материалов в гаражной мастерской. Важно внешнее состояние автомобиля, ведь именно по нему обычно определяют отношение владельца к транспортному средству: ситуация, при которой машина, кузов которой наполовину съеден коррозией, имеет идеальное техническое состояние, прямо скажем, маловероятна.
- Год выпуска, количество владельцев, комплектация. Тот факт, что возрастной автомобиль — не значит плохой, очевиден далеко не для всех. Продать автомобиль с 10-ти или 15-летней историей очень непросто. Особенно если вы хотите выручить за него адекватную сумму. Тут придётся либо искать ценителя модели, либо научиться сдерживать напор любителей торговаться. Также важную роль играет количество владельцев: если вы продаёте машину, к которой прилагается дубликат паспорта транспортного средства, стоит быть готовым к большому количеству не самых удобных вопросов и проверок. Наконец, важна комплектация автомобиля. Тяжелее всего продать машины в базовой и в максимальной (если речь не о премиальных моделях): мало кому захочется, с одной стороны, приобретать «пустое» авто, а с другой, переплачивать за подчас ненужные опции.
«Продаю сам. Площадки, перекупщики — прошу не беспокоить»
Такие строчки легко найти во многих частных объявлениях. Сегодня есть два основных ресурса для самостоятельной продажи машины — auto.ru и avito.ru. Причём размещение объявлений на этих площадках условно бесплатное. Условно — потому что существует ряд ограничений. Так, например, на обоих сайтах придётся заплатить за подачу объявления о продаже коммерческой техники. Авито позволяет выложить бесплатно только одно активное предложение. Авто.ру — не более одного в течение 60 дней, и не более 4 за год. Причём вторая площадка пошла дальше — для Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, а также для Московской, Ленинградской и Свердловской областей существуют специальные списки марок и моделей, информация о продаже которых может быть опубликована только платно. Правда, в число этих модификаций входят только свежие премиальные автомобили.
Также площадки запрашивают VIN-код автомобиля. Указывать его необязательно, однако отметка об этом будет в объявлении. Делается это для того, чтобы модераторы смогли проверить наличие ограничений на регистрационные действия, реальное количество владельцев и зарегистрированные факты ДТП. Если вам нечего скрывать — эти процедуры не затруднят продажу.
Стоит упомянуть и дополнительные инструменты продажи — поднятие объявления в топ, маркировка цветом и т. д. Естественно, все эти привилегии оплачиваются отдельно. Например, пакет «Турбопродажа» на Авито обойдётся почти в 2 тысячи ₽. С Авто.ру все несколько сложнее. Здесь многое зависит от стоимости автомобиля. Например, комплексное предложение для автомобиля, цена которого не превышает 300 тысяч ₽, обойдется в 6,5 тысячи ₽, а для машины, которая оценивается более чем в 1,5 миллиона ₽ — в 8,3 тысячи ₽.
У самостоятельной продажи автомобиля есть ряд преимуществ.
- Вы сами определяете цену. Конечно, для того, чтобы получилось продать машину достаточно оперативно, цена должна быть адекватной. Если автомобиль имеет какие-то особенности (например, нештатное оборудование или тюнинг), которые оценят только понимающие покупатели, стоимость можно существенно увеличить. С другой стороны, если есть необходимость быстро продать машину (или, как говорят, «скинуть»), поможет выставление минимальной цены.
- Никаких посредников и комиссий. Если вы не захотите пользоваться дополнительными услугами при размещении объявлений, продажа автомобиля обойдётся вообще бесплатно.
- Вы пользуетесь автомобилем. То есть на период продажи не остаётесь без транспортного средства — удобно для тех, кто привык передвигаться на машине, и тех, кому авто необходимо по работе.
Однако есть и свои недостатки.
- Общение с потенциальными покупателями, перекупщиками и площадками. После публикации объявления вам вряд ли удастся избежать навязчивых предложений о выкупе машины или её размещении на площадке. Да и покупатели, прямо скажем, не всегда попадаются приятные.
- Трата времени на показы автомобиля. Как правило, машину приходится показывать дважды: первый раз для визуального осмотра, а второй — для технической проверки. Не всегда это происходит в один и тот же день и в удобном месте. И не факт, что автомобиль купят.
- Торг. Не все автомобилисты умеют грамотно отстаивать объявленную цену. Особенно нелегко проходят встречи с перекупщиками — их работа во многом построена на максимальном снижении стоимости автомобиля во время торгов. И многие владельцы, стремясь побыстрее продать старое транспортное средство, идут на поводу у таких покупателей.
- Оформление документов. Придётся самостоятельно оформлять договор купли-продажи, а также проверять денежные средства, если расчёт происходит наличными. Ошибки тут могут стоить очень дорого.
Trade-in
По сути, трейд-ин — это обмен подержанной машины на новую с доплатой. Осуществляются такие операции официальными дилерами. Но у каждого официала действуют свои ограничения. Например, чаще всего в программе трейд-ин не участвуют модели отечественного производства (ВАЗ, ГАЗ и т. д.). Затем дилеры самостоятельно или через партнёров продают подержанные автомобили. Получается, что вроде бы такая операция выгодна для всех: вы быстро избавляетесь от старой машины, а дилер, в свою очередь, продаёт вам новую. Однако есть некоторые нюансы.
Плюсы:
- Экономия времени и нервов. Вам не нужно самостоятельно показывать автомобиль, общаться с потенциальными покупателями. То есть продать машину можно прямо в день обращения без каких-либо объявлений и ожидания. Менеджеры дилерских центров заинтересованы в вас не меньше, чем вы в них, так что общение происходит предельно корректно.
- Бонусы. Обычно дилер готов предложить дополнительную скидку на новый автомобиль при оформлении трейд-ин. Нередко она бывает весьма существенной.
- Никакой волокиты с документами. Сотрудники сами оформят все бумаги. Так что вероятность допустить ошибку и попасть в неприятную ситуацию сводится к минимуму.
Минусы:
- Цена автомобиля. Чтобы сделать скидку на новый автомобиль и не остаться в минусе, дилер старается занизить стоимость вашей машины. Во внимание принимаются даже незначительные огрехи, на которые многие частные покупатели не обратят внимания. Когда журналисты портала Авторевю провели эксперимент и попытались сдать в trade-in машину, которая на вторичном рынке, по их оценке, могла быть продана за 850 тысяч ₽, предложения салонов оказались ниже на 4–18%.
- Не все модели и модификации участвуют в программе. Даже если заявлено, что дилер готов принять в трейд-ин любой автомобиль, у него, как правило, есть внутренний список параметров, под которые должна подходить машина. Он не будет приобретать то, что крайне сложно впоследствии перепродать.
- Отсутствие торга. Чаще всего сумма, которую готов предложить вам дилер, является окончательной. И аргументы о том, что цена ниже средней по рынку, во внимание не принимаются.
Площадки
Если вы не планируете приобретать новый автомобиль, то трейд-ин, очевидно, не подойдёт. Тогда, чтобы не заниматься продажей самостоятельно, можно воспользоваться услугами площадок. Большинство из них предлагают за определённую сумму (она зависит от размера и месторасположения площадки) выставить свой автомобиль. Одна из самых крупных площадок — АТЦ «Москва». Существуют и компании, готовые выкупить вашу машину, а затем заниматься её перепродажей самостоятельно.
Положительные стороны этого метода:
- Не нужно показывать автомобиль самостоятельно. Осмотр происходит на площадке. Здесь же можно проверить техническое состояние машины и совершить тест-драйв.
- Не нужно общаться с потенциальными покупателями и торговаться. До момента фактической продажи все контакты происходят дистанционно, через менеджера компании.
- Подготовка машины. Площадки предоставляют услуги по предпродажной подготовке автомобиля. Она позволяет скрыть следы эксплуатации и привести его в наиболее привлекательный для потенциального покупателя вид.
Но есть и свои минусы:
- Цена. Если речь о выкупе машины, стоимость будет ниже рыночной, поскольку площадка зарабатывает на перепродаже.
- Комиссия. Естественно, размещение автомобиля на площадке платное. При этом никто не даст вам гарантию, что автомобиль будет продан. Так что есть ненулевая вероятность потратить денежные средства впустую. Есть салоны, которые берут комиссии только за успешно проведённые сделки. Например, салон Авто-Старт на своём сайте указывает, что его комиссионное вознаграждение составляет 1,5–5% в зависимости от стоимости автомобиля и что платит его покупатель — но понятно, что шансы продать машину выше рыночной стоимости ограничены.
- Недоверие к площадкам со стороны покупателей. Многие рассматривают исключительно частных продавцов, поскольку такие предложения считают более честными и общаться хотят непосредственно с владельцем.
Перекупщики
Они приобретают автомобили у частных лиц для последующей перепродажи. При этом проводят подготовку, чтобы устранить следы эксплуатации: химчистку, ремонт отделки сидений, рулевого колеса и рычага КПП, а также замену лобового стекла. Иногда после этого скручивают пробег, из-за чего некоторые опытные автомобилисты перекупщиков недолюбливают.
Основной плюс продажи автомобиля таким способом — экономия времени: нередко автомобиль удаётся продать в день первого осмотра.
Из минусов — невыгодная цена продажи. Отдельные перекупщики начинают активно торговаться прямо по телефону, и не очень опытные водители сдаются под натиском их аргументов.
Провести такую продажу можно и онлайн. Например, сервис Car Price позволяет продать автомобиль дилеру на онлайн-аукционе, а средства получить в офисе площадки (дилеры зарабатывают на перепродаже, то есть, опять же, стремятся приобрести ваш автомобиль по цене ниже рыночной). Сервис зарабатывает на комиссии с дилеров в 2–10% от сделки.
Обмен
Два автовладельца в одном городе решают поменять автомобили одновременно — на фоне пополнения в семье, смены вида деятельности или переезда в загородный дом. Поэтому на просторах интернет-площадок можно встретить пометки в объявлениях о том, что продавец готов рассмотреть варианты обмена. В этом случае купе можно обменять на внедорожник, а внедорожник — на минивэн или фургон. Есть два типа таких сделок — с доплатой или «ключ в ключ».
По сути, такая сделка представляет собой трейд-ин, осуществляемый между частными лицами. То есть продажа и покупка автомобиля происходят одновременно в одном месте.
Из минусов — ограниченный выбор подобных предложений: всё-таки большинство продавцов предпочитают менять машину на деньги.
Продажа на запчасти
Самый отчаянный шаг из всех перечисленных — продажа авто на разбор: покупатель приобретает его целиком и использует в качестве донора деталей и механизмов, которые реализуются по отдельности. К такой методике прибегают, когда автомобиль имеет ограничения на регистрационные действия (например, утеряны документы или машина не растаможена) или при наличии серьёзных повреждений, когда восстанавливать автомобиль нецелесообразно. В такой ситуации, конечно, говорить о выгодной продаже транспортного средства не приходится.