Найти тему
Роман Кутергин

История авиации. Десантный планенр А-7.

А-7 (Рот Фронт-8) - семиместный десантный планер конструкции О. К. Антонова. Построен в 1941 году, с 1942 г. выпускался серийно. Его опытный экземпляр имел обозначение РФ-8 и представлял собой увеличенный вариант спортивного планера РФ-7.

-2
-3
-4

Планер нравился и пилотам-планеристам, и летчикам-буксировщикам, буксировался всеми наличными самолетами испытательного отряда, проводившего испытания, от Р-5 до ТБ-3, а впоследствии и Ли-2, и "Харрикейном". За Ил-4 и ТБ-3 - парой и тройкой.

После летных испытаний, проведенных В. Л. Расторгуевым, планер был рекомендован к серийному производству. В соответствии с рекомендациями его грузоподъемность была увеличена с 5 до 7 человек. Была изменена и конструкция фонаря пилотской кабины, что улучшило обзор и упростило технологию изготовления.

В 1942 г. был разработан планер А-7 бензовоз, который предназначался для увеличения дальности полета самолета-буксировщика. Модификация проведена А. С. Москалевым на заводе в поселке Заводоуковск, где выпускался планер А-7. В планер были установлены два бака общей емкостью 1 тыс. л, перекачивающий бензонасос с электроприводом и питанием от аккумуляторов. Перелив горючего осуществлялся по дюритовому шлангу, который крепился к буксировочному тросу. Летные испытания планера А-7 бензовоз со специально доработанным самолетом ДБ-3 были проведены в конце 1942 г.- начале 1943 г. летчиком ГОСНИИ ГА С. Д. Спиваковским. 

Серийное производство планеров начиналось на заводе в Тушино и на бывшем ремонтном заводе ГВФ в Быково, которые были эвакуированы в Тюмень в конце 1941 года. В конце 1942 году по причине тяжелых условий работы, постройка планеров в Тюмени была прекращена с переводом в поселок Заводоуковск Тюменской области. Завод был создан на базе ОКБ-31 Москалева. В начале 1943 года Антонов перешел в ОКБ Яковлева, а все работы по А-7 принял Москалев. Кроме того, создание планеров было организовано в Алапаевске Свердловской области.

В общей сложности было выпущено около 400 планеров А-7, поставки в войска которых начались в 1941 году.

Конструкция

Десантный планер А-7 - свободнонесущий моноплан с верхним расположением крыла, преимущественно деревянной конструкции. Крыло двухлонжеронной конструкции, состоявшее из трех частей: центроплана, представляющего одно целое с фюзеляжем, и двух отъемных консолей. Шасси - ферменного типа, убирающееся в полете механически из кабины. Амортизация - из резиновых пластин, работающих на сжатие. Уборка колес в фюзеляж производилась путем перемещения вверх общей точки крепления внутренних подкосов. На приборной доске летчика находились такие приборы, как:

  • указатель скорости,
  • указатель поворота,
  • вариометр,
  • компас КИ-10,
  • высотомер двухстрелочный на 12 км.
-5
-6
-7

-8

В кабине летчика размещались рычаги ручного и ножного управления, управление триммерами руля высоты производилось с панели с левой стороны от пилота. Посадочные щитки управлялись лебедкой, штурвал которой был размещен на левом борту кабины летчика. В бортах находились две двустворчатые двери - одна в передней части по левому борту и одна в хвостовой части по правому борту. В некоторых источниках указывается, что планер мог вместить до девяти бойцов

Основные характеристики А-7

Длина, м 10,54. Размах крыла, м 18,00 Высота, м 1,53. Площадь крыла, м 223,20. Масса, кг пустого 955 взлетный 1760. Полезная нагрузка, чел.6 Экипаж, чел.1 Скорость буксировки, км/ч 300. Скорость планирования, км/ч 400.

Боевое применение

Десантные планеры применялись во время войны в ряде операций по снабжению партизан боеприпасами, провиантом и людьми. Так, в 1942 и 1943 годах аэродром "Киржач" был базой для 1-го планерного полка и 12-й воздушно-десантной дивизии. Там, соблюдая режим секретности, готовили десантников и пилотов грузовых планеров Г-11 и А-7 для выполнения спецзаданий. Всего в сентябре 1942 года на аэродромах "Киржач" и "Медвежьи озера" были сформированы два планерных авиаполка, которые имели на вооружении по 30 планеров и 12 буксировщиков. В 1942 году боевые планеристы стали летать к партизанам и в тыл противника на расстояние до 800 километров. Они доставляли на А-7 в брянские и белорусские леса газеты, медикаменты, боеприпасы, вывозили раненых.

В 1943 году на Калининском фронте также проводились операции. С 6 по 20 марта 1943 года планерно-десантное подразделение 3-й воздушной армии, базировавшееся на прифронтовом аэродроме в районе Старая Тропа, вблизи Великих Лук, провело операцию по снабжению партизан. В операции участвовали 35 планеров А-7 и 30 планеров ГР-29. По ночам к партизанам за 12 суток было доставлено 50 тонн боеприпасов, 150 бойцов-подрывников и 106 человек руководящего состава, а также спецоборудование для партизанской и подпольной работы, включая 5 типографий и 16 радиостанций. Все это было доставлено за 96 боевых вылетов.

-9
-10
-11