Nissan Silvia — спортивное купе, выпускавшееся японским автопроизводителем Nissan с 1965 по 2002 годы. Купе строилось на платформе Nissan S. Хотя и последние модели разделяли это шасси с другими автомобилями Nissan (в первую очередь европейская 200SX и североамериканская 240SX в поколениях S13 и S14, и модель 180SX на японском рынке), название Silvia на эти автомобили совместно с кодами шасси не переходило. Основными конкурентами Silvia являются такие автомобили, как Honda Prelude, Mazda MX-6, Toyota Celica и Mitsubishi Eclipse. В Северной Америке 240SX конкурировала с Acura Integra.
Первое поколение
Nissan Silvia CSP311 дебютировал на Токийском автосалоне в сентябре 1964 года как «Datsun Coupe 1500». Модель автомобиля была ручной сборки на основе кабриолета Fairlady. В разработке дизайна участвовал граф Альбрехт фон Гертц. Автомобиль получился похожим на купе Lancia Fulvia. В CSP311 устанавливался 98-сильный 1,6-литровый двигатель Nissan серии R. Производство прекратилось в 1968 году, всего было выпущено 554 автомобиля (в основном в 1965 году), каждый с уникальной ручной формовкой панелей кузова. Большинство машин осталось в Японии, однако 49 автомобилей были экспортированы в Австралию и ещё 10 проданы в другие страны.
После прекращения производства в 1968 году, название Silvia не использовалось концерном Nissan до 1974 года. Этот маркетинговый подход был похож на купе Isuzu 117. Название «silvia» является вариацией слова «sylvia», обозначающее на латинском языке род птиц славок, что возможно, является отсылкой к Nissan Bluebird, выпускавшейся во время появления Silvia. В Японии автомобиль продавался через сеть Nissan Bluebird Store, под маркой «Nissan» вместо более широко используемой «Datsun».
Второе поколение
S10 (1975—1979) стал первым поколением Silvia, вышедшим в массовое производство, построенным на полностью новой компактной, заднеприводной, спортивной автомобильной платформе S[4]. Японские модели продавались исключительно через дилерскую сеть Nissan Prince Store наряду с большим Skyline.
S10 получил меньше «традиционных» линий, в отличие от аналогичных автомобилей от конкурентов Toyota и Mazda. В Японии автомобиль оснащался 1,8-литровым рядным четырёхцилиндровым двигателем L18, который также устанавливался на Datsun 610/Bluebird 180B. Японская модель получила технологию управления выбросами Nissan NAPS. На североамериканском рынке был доступен 2,0-литровый двигатель L20B. В Северной Америке модель получила обозначение Datsun 200SX. Silvia S10 и Datsun 200SX выпускались на базе Datsun Sunny Coupe. Автомобиль имел ту же трансмиссию, что и 510, но с рессорами сзади, в отличие от независимой подвески на 510. Относительно коробок передач, на автомобили этого поколения устанавливались либо трёхступенчатая коробка автомат, либо четырёхступенчатая механика.
Третье поколение
Третье поколение (S110, 1979—1983) продавалось в США и Канаде под названием Datsun 200SX, и в Мексике как Datsun Sakura. Выпускалось в двух кузовах: двухдверное купе хардтоп и трёхдверный хэтчбек. Версия хэтчбека для японского рынка была названа Gazelle и продавалась через сеть Nissan Bluebird Store совместно с Fairlady Z, в то время как купе Silvia по-прежнему продавалось в Nissan Prince Store совместно с Skyline. Новые острые формы кузова автомобиля стали их чертой вместе с новыми седаном и купе Nissan Leopard, также доступным через сеть Nissan Bluebird Store.
Это поколение изначально проектировалось под установку роторного двигателя, разработанного и построенного компанией Nissan. Полученный в результате двигатель оказался ненадёжным, и не вышел в производство. По совпадению, автомобиль получил тот же код шасси с Mazda Cosmo, первого серийного японского автомобиля с роторным двигателем. Шасси изменилось с общего для Nissan Sunny, на большую платформу A-серии, на которой строились автомобили Nissan Stanza.
Автомобиль был оперативно изменён после того, как было решено отказаться от роторного двигателя в пользу традиционных рядных поршневых двигателей на основе новой Z-серии. К этой серии относятся атмосферный Z20 и турбированный двигатель с впрыском топлива Z18ET, при этом последний был доступен только на внутреннем японском рынке. В США и Канаде с 1979 по 1981 годы на 200SX устанавливались Z20E с задней осью H165. С 1982 по 1983 год устанавливался Z22E с задней осью H190.
Четвёртое поколение
S12 производился с августа 1983 по 1988 год, в 1986 году были внесены изменения во внешний вид автомобиля. В этом поколении Silvia продавалась в двух кузовах — купе и хетчбек.
Ряд различных двигателей устанавливались на шасси S12, в зависимости от года выпуска и конкретного рынка. Эти двигатели перешли от предыдущих поколений, и, в некоторых случаях, стали основой для будущих двигателей (за исключением двигателей серии FJ, разрабатывавшихся исключительно для ралли). Например, двигатели CA основывались на предшествующих двигателях серии NAP-Z. Конструкция головки блока цилиндров DOHC двигателя CA18DET была похожа на используемую в более поздней серии двигателей RB, рядных шестицилиндровых двигателей, устанавливаемых на Nissan Skyline. На некоторые комплектации устанавливались двигатели V6, также используемые 300ZX (Z31). Позже, для поколения Z32, этот двигатель получил по два распредвала в каждой головке блока.
Пятое поколение
Silvia S13, появившаяся в середине 1988 года, как 1989 модельный год, пользовалась огромной популярностью в Японии. С появлением, в 1988 году, он был признан автомобилем года в Японии. Название Silvia перестало использоваться на экспортных моделях, к примеру в Европе она была известна как Nissan 200SX, а в Северной Америке — Nissan 240SX. Название Nissan 200SX также использовалось для модели Nissan Sentra B14 в кузове купе. S13 выпускалось на первой платформе Nissan Cefiro, называемой A31.
В Японии комплектация Gazelle была переименована в Nissan 180SX, и она экспортировалась уже под названием Nissan 240SX. 180SX была младшей моделью, продававшейся совместно с Fairlady ZX через японскую дилерскую сеть Nissan Bluebird Store. Как и раньше, Silvia была доступна в Nissan Prince Store параллельно со Skyline.
Купе в кузове S13 выпускалось в период с 1988 по 1994 год, параллельно со следующим поколением, появившимся в 1993 году. На Silvia этого поколения устанавливали фиксированные фары, тогда как в предыдущем кузове фары были «слепыми» и открывались из капота. Автомобиль в кузове хэтчбек, 180SX, выпускался до 1998 года. Выпуск кабриолета пришёлся на первые годы выпуска этого поколения и был недолгим ввиду отсутствия популярности, возможно из-за высокой стоимости (¥3,25 млн в 1988 году), тяжёлой массы и жёсткого шасси.
S13 была одним из первых случаев начала установки многорычажной задней подвески, технология которой была предварительно опробована на концепт-карах прошлых лет, таких как Nissan MID4. Также впервые стала доступна система управления четырьмя колёсами, известная как HICAS-II. В 1990 году HICAS-II был обновлён и получил название SuperHICAS. В некоторых Silvia S13, в качестве опции, присутствовал дифференциал повышенного трения.
На это поколение изначально устанавливались двигатели CA18DE и CA18DET, перешедшие с предыдущего поколения, с добавлением интеркулера к турбо-мотору с целью увеличения мощности. В середине 1990 года (1991 модельный год) стали доступны двигатели SR20DE и SR20DET, с улучшенными мощностью и крутящим моментом благодаря увеличению объёма и использованию более эффективного нагнетателя. Одним из других простых изменений, состоявшим между CA и SR, был переход к монотонной окраске, вместо ранее предлагавшейся двухцветной.
В США поколение S13 было заменено после 1994 модельного года новым кузовом S14, но в Японии оно выпускалось до 1999 года с крупным фейслифтом, 180SX Aero (Type X). Это было поколение «Kouki», в то время как предыдущее было «Chuki». Kouki получил переработанный дизайн задних фонарей и оснащался подушкой безопасности. В 1998 году кузов S13 был частично воскрешён. Модель под названием Sileighty, выпускавшаяся Kid’s Heart, получила кузов 180SX с передней частью от Silvia. Стиль Sileighty изначально создавался японскими энтузиастами для своих собственных 180SX, и по-прежнему является распространённой модификацией для кузова фастбэк моделей 180SX и 240SX. Sileighty появлялась в японской манге Initial D.
Шестое поколение
Silvia S14 дебютировала в Японии в конце 1993 года. Кузов, по сравнению с предыдущим, стал ниже и шире. Новый округлый дизайн создавал иллюзию того, что автомобиль значительно увеличился в габаритах. Колесная база увеличилась, что привело к улучшению управляемости. В отличие от экспортных рынков, где продажи S14 были невелики, Silvia продолжала пользоваться большой популярностью в Японии. Тем не менее, ширина колеи превысила 1700 мм, что привело к увеличению транспортного налога. Вне Японии кузова фастбэк и кабриолет перестали производиться, осталось только купе. Обозначения комплектаций были похожими на S13, однако пакет Club Selection исчез.
Это поколение получило новую версию SR20DET, с системой N-VCT и большим нагнетателем T28. В 1996 году произошло небольшое обновление модели: внешний вид стал более агрессивным. Рестайлинг затронул передние фары, задние фонари, капот, крылья, решетку радиатора и бамперы. В салоне тоже произошли незначительные изменения. В 2000 году данный автомобиль уступил место на конвейере следующему поколению — S15.
Седьмое поколение
Новое поколение (S15) появилось в Японии в 1999 году, с 250-сильным (184 кВт) двигателем SR20DET, обладавшим модернизированным шарикоподшипниковым турбонагнетателем, а также улучшенной системой управления двигателем. Второй двигатель, SR20DE (атмосферный) развивал мощность 165 л. с. (121 кВт).
Седьмое поколение внешне и внутри выглядело довольно агрессивно, обновление кузова проходило с оглядкой на современные тенденции автомобильного дизайна. Модельный ряд изначально был упрощен, доступны две комплектации, Spec-S и Spec-R. Это поколение продавалось только в Японии, Австралии и Новой Зеландии, но, благодаря «серому» импорту, была также доступна в большинстве других стран. В Австралии и Новой Зеландии автомобиль продавался как Nissan 240SX. В Австралию Silvia экспортировали только с турбированным двигателем SR20DET.
В августе 2002 года Nissan прекратил выпуск платформы S на поколении S15. В настоящее время платформой спортивного автомобиля Nissan является платформа FM, и, соответственно, такие автомобили, как Fairlady Z (350/370Z за пределами Японии), а также Nissan Skyline, начиная с 2001 года (Infiniti G35/37 в Северной Америке).