Рассказ о том, как строился РИЗ, Ремонтно-инструментальный завод «КАМАЗа», мы начали в материале РИЗ — первенец «КАМАЗа». Сегодня публикуем окончание этого рассказа.
Готовить смену камазовцы начали с первых лет. В 1974 году первенец автогиганта уже выпускал продукцию – было что показать юным гостям, ребятам из подшефной школы № 13, которых ризовцы-вожатые навещали по два-три раза в неделю. И самой большой наградой считали строки в школьных сочинениях: «Хочу работать на ремонтно-инструментальном».
Цех мерительного инструмента РИЗа готовил инструментальную оснастку под новые детали и узлы автомобиля. В передовиках – комсомольско- молодёжная бригада слесарей ЦМИ, руководимая резьбошлифовщиком Николаем Лощаковым (на фото — второй справа). Вся продукция сдаётся ими с первого предъявления, они поддержали почин выполнить план пятилетки к 110-летней годовщине со дня рождения Ленина. Три месяца 1979 года подряд бригада резьбошлифовщиков – лидер среди комсомольско-молодёжных коллективов завода.
11 октября 1975 года в Автограде побывала партийно-государственная делегация ГДР во главе с Первым секретарём СЕПГ Эрихом Хонеккером. Гости знакомились с ходом сооружения «КАМАЗа», побывали на РИЗе, ПРЗ и на автосборочном заводе.
Ремонтно-кузнечный цех (РКЦ) был запущен в первой очереди РИЗа. Здесь была установлена машина для литья под давлением «Вотан» производства Западной Германии. В 1978-м на РИЗе ежемесячно в среднем выпускалось 1662 индекса инструмента. Трудовой коллектив РКЦ – в числе передовиков. Опыт РИЗа помог запустить кузнечный завод.
Первая очередь РИЗа сдана и принята в эксплуатацию в июле 1974 года. Более десятка цехов изготавливают инструменты и оснастку – для «КАМАЗа» и предприятий Минавтопрома страны. По мере запуска других камазовских заводов – литейного, кузнечного, ПРЗ, завода двигателей – росли объёмы и номенклатура продукции «металлистов» – так тогда называли ризовцев. Годы становления РИЗа – это энтузиазм, соцсоревнование за досрочное выполнение планов. Имена зачинателей починов не сходили с газетных страниц. Лозунги в цехах вдохновляли коллектив, подстёгивали отстающих.
В 1979 году во вновь организованном цехе РИЗа кавалер орденов Ленина и Трудового Красного Знамени Виктор Николаевич Егоров возглавил бригаду токарей по выпуску пневмоинструмента.
Он – из тех, кто первыми пришли в котлован будущего завода, первыми стали обживать рабочие места, монтировать первые станки. Мастер своего дела, наставник молодёжи, чуткий человек – в конце 70-х все эти качества вмещал статус «гвардеец пятилетки». 5 ноября 1982 года В. Н. Егоров стал первым на «КАМАЗе» лауреатом Государственной премии СССР.
Такой она была — ранняя история Ремонтно-инструментального завода «КАМАЗа». Первого из камазовских заводов, начавшего свою работу. В следующем выпуске — история Кузнечного завода.
В материале использованы архивные фото и документы, предоставленные Музеем «КАМАЗа». Спасибо директору музея Александру Чухонцеву.