Найти в Дзене
Молодость в сапогах

МИГ-29: Первый выход в свет.

Международная авиационно-космическая выставка "Фарнборо-88" проходила с 4 по 11 сентября 1988 года на одноименном аэродроме вблизи Лондона. Всего были продемонстрированы 119 самолетов и вертолетов различных типов, их силовые установки, оборудование и вооружение.

Традиционно широко были представлены европейские фирмы и предприятия английской аэрокосмической промышленности. Рекламировались программы "европейского истребителя" EFA и экспериментального британского EAP, французы представили свой "Рафаль" (демонстрационный образец), много внимания уделено также программам AMX (ударный самолет), вертолета EH-101 и истребителя-бомбардировщика "Торнадо", а также были представлены на стендах модели перспективных гиперзвуковых и воздушно-космических самолетов.

Однако "изюминкой" выставки стала советская экспозиция. В рамках пресловутого горбачевского "нового мЫшления" ВПЕРВЫЕ (если не считать Финляндию) на международной авиационной выставке открыто демонстрировались СЕРИЙНЫЕ образцы современных советских боевых самолетов. Это были двухместный МИГ-29УБ (бортовой номер 53) и одноместный серийный МИГ-29 с налетом порядка 150 часов с номером 10. Также принимал участие в выставке Ан-124 (уже не первый раз), но при первом же демонстрационном полете через несколько секунд после начала разбега у него возник помпаж левого крайнего двигателя, сопровождающийся выбросом пламени. МИГи же "откатали" свою программу на пять с плюсом, вызвав заметный ажиотаж в прессе и среди экспертов.

Многие не верили, что СССР выставил на показ серийный, а не выхолощенный демонстрационный образец, но потом вынуждены были признать, что радиолокатор управления огнем, ИК система поиска и сопровождения целей, лазерный дальномер и пр. находятся в положенных местах, а самолеты доработаны лишь в плане безопасности полетов над Европой - оснащены дополнительным навигационным оборудованием.

МИГ-29 в Фарнборо. 1988 год.
МИГ-29 в Фарнборо. 1988 год.

МИГ-29 получил высокую оценку в разного рода изданиях и бюллетенях, освещающих ход выставки, но отдельно также эксперты отметили двигатель - ТРДДФ Р-33Д. Относительно небольшая масса вращающихся частей по сравнению с западными образцами (малый диаметр самого двигателя и меньшее число ступеней компрессора) дает очень хорошую приёмистость (время изменения режима работы в сторону заданного увеличения числа оборотов), двигатель запускается быстро, в форсажном режиме развивает тягу 8340 кгс.

Западные эксперты тщательно искали "слабые места" МИГ-29. В качестве такового назывался худший по сравнению с F-16 и F-18 обзор назад - были установлены дополнительные зеркала заднего обзора, которые вместе с расположенным перед лобовым стеклом датчиком ИК системы несколько ухудшали и обзор вперед. Отмечалось наличие "приборов с круглыми шкалами", значительно более тяжелый шлем, якобы сковывающий движения головы (это уже американские асы постарались) и отсутствие встроенных ступенек (в кабину поднимались по стремянке).

Интервью советских специалистов в части совершенства аэродинамики самолета подогрело пыл западных критиков еще больше - облазив МИГи чуть ли не с лупой они нашли выступающие за гайки винты (лишняя масса), выступающие за контуры крыла аэронавигационные огни, следы "ручной подгонки" и прочие недочеты.

Вместе с тем цитировался генеральный конструктор Р.А. Беляков, который указал на ряд позитивных отличий МИГ-29 от западных истребителей, в частности сообщалось, что композиционные материалы составляют 7% массы советского самолета, но носки стабилизатора выполнены из металла, что выгодно отличает конструкцию МИГ-29 от F-15, где аналогичные детали из композита часто расслаиваются.

Практически единодушно западные специалисты сошлись во мнениях относительно уникальности систем защиты воздухозаборников от попадания инородных тел при движении по земле (ВПП).

Разумеется, особо пристальное внимание было обращено на вооружение МИГ-29. Самолет был оснащен многорежимным когерентным импульсно-доплеровским радиолокатором НО-93, он же "Флеш Дэнс" по классификации НАТО, который обеспечивал обнаружение и уничтожение целей на фоне земной поверхности. Имелся у пилота советского истребителя и нашлемный прицел. Радиолокатор позволял обнаруживать цели на дальности до 100 км, но в последствии индийские специалисты утверждали, что его характеристики даже еще выше. Западные специалисты в целом сошлись на том, что комплекс систем вооружения МИГ-29 сопоставим (как минимум) с европейскими и американскими аналогами.

Восхищение наши летчики и самолеты заслужили в ходе показательных полетов от главного летчика испытателя самолета "Рафаль", наблюдателей впечатлили две новые фигуры высшего пилотажа - полет по прямой с креном 90 градусов и управляемое скольжение на хвост (так называемый "Колокол").

Различные фигуры высшего пилотажа. б) и в) - варианты исполнения "Колокола".
Различные фигуры высшего пилотажа. б) и в) - варианты исполнения "Колокола".

В последующие десятилетия отечественные авиационные и "околотехнические" журналы и ресурсы заполнились с одной стороны восторженными официальными статьями про "Кобру" и "Колокол", а с другой бесконечным брюзжанием самодельных экспертов о бессмысленности этих маневров "в реальном воздушном бою". Хочу напомнить, что сами летчики-испытатели Квочур и Таскаев в интервью журналистам в Фарнборо говорили, что "Колокол" выполнялся для ДЕМОНСТРАЦИИ ВОЗМОЖНОСТЕЙ, дословно: "Колокол выполняется для того, чтобы показать, что самолет и его двигатели ведут себя при этом нормально" и далее: "двигатели продолжают работать в режиме малого газа... воздух в них как всегда входит спереди, выходит сзади". Затем Квочур добавил, что таким образом можно уйти от сопровождения доплеровским радиолокатором.

Всю программу демонстрационных полетов МИГ-29 выполнял НЕ ИМЕЯ электродистанционной системы управления, что некоторыми отмечалось как признак большей надежности и простоты в эксплуатации.

Таким был первый "выход в свет" МИГ-29.