Начну с небольшого документального экскурса в предысторию вопроса... В начале 1977 года эстонский актёр и режиссер документального кино Арнольд Алтмяэ, известный по участию в художественном фильме "Офицеры" и работавший на тот момент на студии "Таллинфильм", снял документальный фильм "Легковой автомобиль «Жигули». Различия в дизайне и техническом обслуживании". Эстонское название Sõiduauto "Žiguli" konstruktsioonilised erinevused ja tehniline teenindamine", но фильм был на русском языке. Такие небольшие киноленты в Советском Союзе обычно показывались в качеств киножурнала перед сеансом основного фильма. В последнем эпизоде этой 11-минутной ленты коротко рассказывается о внедорожнике ВАЗ-2121.
Важными моментами было следующее: рекламно-коммерческий фильм был впервые снят в цвете. Все существующие на данный момент документальные фильмы запечатлели внедорожник исключительно в черно-белом варианте.
Желтая "Нива" со специальным номером "00-50 Проба" показана зрителю на шоссе, на грунтовых дорогах, в грязи и на водном броде. И всё вроде бы ничего, но в конце фильма происходит событие, которое вызвало нешуточную полемику как среди профессиональных журналистов, так и среди рядовых водителей.
Дело в том, что диктор говорит: "если на "Ниве" отключить передний мост, то на шоссе она не в чём не уступит обычным "Жигулям". Многие сочтут это ошибкой авторов фильма. Но это далеко не так.
В СССР любой закадровый текст, как было принято в те времена, безусловно, согласовывался студией ("Таллинфильм", Эстонская ССР) с заказчиками: Волжским автомобильным заводом и Министерством автомобильной промышленности СССР, и ошибок и тем более волюнтаристских оговорок быть просто не могло.
В реальности диктор говорит о перспективе. Давайте, иметь в виду временной контекст, когда создавался фильм - 1976-1977 годы. Автомобиль с номером "00-50 Проба" - значит не одного серийного экземпляра "Нивы" не было доступно даже для съёмок по заказу профильного министерства СССР.
Сейчас раздаточная коробка на "Ниве" воспринимается "как она есть". Тогда это был совершенно новый автомобиль, который еще даже не выпускался серийно. То есть, авторы фильма рассказывали зрителю о том, какие возможности он даст. В том числе и с отключением переднего моста.
В самом начале конструкторский совет действительно рассматривал вопрос о создании варианта автомобиля ВАЗ-2121 "4х2" и даже был созданы два опытных образца (с двигателями 1,3 и 1,6 литра). Уже в начале 1979 года были проведены компоновочные работы по карданному валу заднего моста, доработке тоннеля пола, разработаны рабочие чертежи нового карданного вала, заглушек ступиц передних колёс, спецификация автомобиля без раздаточной коробки, переднего моста и переднего карданного вала. Была утверждена программа заводских испытаний, где целью ставилось выяснение целесообразности выпуска автомобиля ВАЗ-2121 в модификации 4x2. Акт о сборке автомобиля "Э21213" (так он проходил по документации, а позже индекс "21213" был присвоен другому модернизированному автомобилю) был утверждён 12 августа 1981 года после резолюции заместителя генерального директора ВАЗа В. Каданникова.
Результаты испытаний показали, что превращение "Нивы" в заднеприводный автомобиль путём отключения переднего моста не столь эффективно. Незначительно (на 30 кг) снижалась снаряженная масса, незначительно уменьшался расход горючего (на 14% при скорости 120 км/час). Зато существенно снижалась проходимость "Нивы", а из-за специфических пропорций базы автомобиля к ширине колеи(1,5:1), на гололедице, мокрых или грязных дорогах тестовые автомобили были склонны к неожиданным и неконтролируемым заносам, даже хуже, чем у традиционной на тот момент классических "Жигулей".
После таких "результатов" проект быстро свернули, но отголоски этих советских планов остались в виде фрагмента фильма. Позднее, почти через 20 лет к проекту 4х2 на АВТОВАЗе всё-же вернулись... в проекте ВАЗ-2120 М.
Может быть кто-то помнит ещё первый и единственный российский полноприводный минивэн "Надежда" ВАЗ-2120 на базе удлинённого проекта 2131? В одном из вариантов его исполнения и была реализована схема 4x2. Этот факт был подтверждает, что к началу 2000-х годов у АВТОВАЗа уже были готовые инженерные наработки по теме заднеприводной "Нивы". Впрочем, в целесообразности такого "улучшения" всегда сомневался Григорий Мирзоев, на тот момент главный конструктор АВТОВАЗа: "А кому в России нужен за приличные деньги внедорожник, который таковым не является?".
На сим пока все, Ваш Ю.Е.