Найти тему
Мозговедение

«Кнут и пряник» или регулярное одобрение: какой метод воспитания более эффективен с точки зрения ученых?

Наше мнение о детях влияет их поведение.

Ричард Миллер в 1975 году провел простой эксперимент. Он попросил учителя как можно чаще напоминать детям о том, чтобы они соблюдали порядок. Эта нехитрая тактика помогла улучшить чистоту в классе: если до эксперимента в корзине оказывалось 15% мусора, то после этот показатель удалось повысить до 45%.

Казалось бы, чего проще – капать ребенку на мозг, чтобы хорошо учился, был аккуратен и вежлив, и дело в шляпе? Как бы не так. Эффект эксперимента оказался временным. Как только закончились понукания – закончилось и поддержание порядка в классе. Миллер продолжил эксперимент следующим образом. Учитель ежедневно на протяжении 8 дней говорил детям в классе, что благодарит их за порядок и гордится их ответственностью. В результате более 80% мусора волшебным образом стало оказываться в корзине.

Но самое интересное было вот что: когда похвалы прекратились, эффект «чистого класса» сохранился. Дети проявили сознательность. Они стали ответственными, потому что были ответственными в глазах учителя.

Это явление много изучалось в дальнейшем и было названо феноменом бихевиорального подтверждения.

Говорите людям, что они хорошие, даже если это не так. Хвалите их, поощряйте, подбадривайте, поддерживайте – и это обязательно даст положительные результаты.

Наша пластичная психика устроена таким образом, что охотно отзывается на поглаживания и делает все, чтобы повторить их. А какой самый простой способ получить одобрение? Стать тем, кем тебя считают, но кем ты не являешься.

Именно поэтому метод кнута и пряника куда менее эффективен в воспитании детей, чем постоянное положительное подкрепление их действий – даже тех, которые они еще не сделали.