Найти тему

Вы даете согласие на проведение психологического тестирования вашего ребенка. Вы уверены?

Оглавление

Перед началом учебного года в большинстве школ у родителей берут согласие на психологическое тестирование их ребенка в течение года. И большинство родителей подписывают, не глядя («надо, так надо»). Мало кто задается вопросом, для чего и зачем это делается. Я сама какое-то время работала школьным психологом и знаю особенности тестирования детей. Также имела возможность неоднократно наблюдать, как это делают другие специалисты. И именно поэтому от меня получить такое согласие крайне сложно, практически невозможно. И вот почему.

Причина первая – не все диагностики проводятся по правилам

Школьные психологи на сегодняшний день настолько завалены работой, что вынуждены придумывать различные ухищрения, позволяющие ускорить процесс. Конечно, только те, кто действительно работает (но о других мы и не будем говорить).

Возьмем простую рисуночную методику, к примеру, рисунок семьи. Правила ее проведения гласят, что вначале необходимо создать доверительные отношения между психологом и ребенком. Далее, когда первичное доверие сформировано, во время рисования нужно еще и беседовать с ребенком, попутно выявляя особенности семейных взаимоотношений. Без беседы рисунок анализировать нельзя, точнее можно, но беседа должна подтвердить или опровергнуть догадки психолога. Иначе можно серьезно ошибиться с выводами.

Например, ребенок нарисовал отца с высоко поднятыми руками. На языке арт-терапии в большинстве случаев это будет означать агрессивное поведение отца. Но, такие выводы нельзя сразу записывать в протокол. При анализе ситуации отец может оказаться, например, спортсменом, который делает зарядку по утрам.

-2

А теперь представьте, если психолог, в перерыве между написаниями отчетов, забегает в класс и дает всем задание нарисовать на переменке свою семью. Т. е. уже нарушены как минимум два правила проведения этой диагностической процедуры и что будет в итоге отражено в акте обследования вашей семьи, неизвестно.

Причина вторая – зачастую дети ленятся читать вопросы в опросниках

Опросники разрешено давать для заполнения в группе, но при этом психолог должен находиться в классе и читать с листа вопрос, разъясняя попутно простым языком, что значит то или иное утверждение. Почему это необходимо? Потому что никогда нельзя быть уверенным на сто процентов, что ребенок услышит в вопросе именно ту информацию, которая в него заложена.

  • Он может не знать какое-то слово и постесняться спросить (чтобы его не посчитали глупым).
  • Он может не желать читать вопросы и расставит «галочки» просто так, наобум (это не такая уж редкость).
  • Он может «ради прикола» специально отвечать так, чтобы «запутать» психолога.

В любом из этих случаев полученные результаты будут очень далеки от реальной ситуации.

Я помню как одна девочка, не читая вопросы, расставила "галочки" в пунктах "на меня кричат", "мне угрожают", "меня бьют". Детям многое кажется игрой - они не часто не понимают серьезность того, что они делают.

Причина третья – психолог может быть субъективен в обработке результатов

Я много общалась со специалистами и мало кто из них свободен от субъективизма. К сожалению. Приведу в пример реальную историю. Одна женщина, воспитывающая ребенка с особенностями, пожаловалась на то, что ее ребенку дали психологическую характеристику, не в полной мере отражающую реальное положение вещей. Характеристика нужна была им для ежегодного прохождения комиссии.

На вопрос мамы, почему вы не отразили все достижения моего ребенка, педагог ответила примерно следующее: «А вдруг на комиссии ребенок покажет результат хуже, чем я написала?». Вы понимаете, что для этого специалиста подобное положение вещей является весомым аргументом. Хотя это в корне неверно. Правило проведения психологической диагностики предполагают четкое отражение полученных результатов без привязки к каким-либо другим событиям (исключение составляют заболевания ребенка и прием им медикаментов, влияющих на скорость когнитивных процессов).

Я ни в коем случае не призываю вас огульно отказываться от психологической диагностики, коррекционной работы и сопровождения, если это действительно нужно. Но будьте очень внимательны в выборе специалиста, которому вы доверите столь тонкую работу.