Категория: каталог самолетов.
Друзья приветствую Вас!
Я люблю периодически читать заметки про самолеты, единственно, часто такие заметки носят не систематичный характер, рассказы про летчиков, отдельные воздушные бои или иные достижения гражданских самолетов, случаи на аэродромах и тп.
Мне бы хотелось читать каталог – про самолеты. Да, уместно упоминания о каких то случаях, но статья о самолете должна быть статьей о нем, а не о биографии летчиков, историей боевых действий, и прочее.
Так вот, пришла идея восполнить этот пробел. Я хочу вывести четкую концепцию, какого содержания будут статьи. А, и еще. Конечно все эти данные (ну или почти) есть в викепедии, какой смысл дублировать это тут? Отвечаю. Профессиональные исторические статьи могут растянуться до 20 стр. (миг 15 к примеру очень длинная статья), я же хочу упростить или адаптировать материал, к примеру для человека у которого есть 15 мин. За компьютером.
Содержание статьи:
1.наименование, год создания, страна – производитель;
2.тактико – технические характеристики;
3.боевая эффективность;
4.сфера применения;
5.особенности самолета.
Как и обещал в предыдущей статье, сегодня мы смотрим на самолет английского производства Сопвич 5F.1 «Долфин»..
1. САМОЛЕТ СОПВИЧ 5F.1 «ДОЛФИН». «Сопвич Эвиэйшн Компани».
-год создания – 1917;
-страна – Великобритания;
-конструктор – Герберт Смит;
2.ТАКТИКО – ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ:
- одноместный двухстоечный биплан смешанной конструкции;
- размах крыла, м 9,9;
- длина, м 6,78;
- высота, м 2,59;
- площадь крыла, м² 24,7;
- масса, кг:
--пустого самолёта 698;
--нормальная взлётная 1 068;
- тип двигателя 1 × Испано-Сюиза 8;
- мощность, л. с. 1 × 200 л.с.;
- максимальная скорость, км/ч 190;
- крейсерская скорость, км/ч -;
- практическая дальность, км -;
- продолжительность полёта, ч. 1,75;
- максимальная скороподъёмность: -;
- практический потолок, м 5 650;
- экипаж 1 чел.;
3. БОЕВАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ:
* вооружение: Стрелково-пушечное: 2 х 7,7-мм синхронных пулемета «Виккерс» и 1 (или 2) х 7,7-мм турельный пулемет «Льюис»; бомбовое - 4 x 11 кг. бомб.
* 23 мая 1917 г. совершил первый полет прототип истребителя Сопвич 5F.1, пилотируемый Гарри Хоукером. Самолет «Долфин» (дельфин), спроектированный Гербертом Смитом, представлял собой двухстоечный биплан смешанной конструкции. Для того чтобы предоставить летчику максимальный обзор вперед и вверх, верхнее крыло было сделано с отрицательным выносом (305 мм) и практически посажено на фюзеляж. Голова пилота возвышалась над консолями верхнего крыла. При капотировании самолета это грозило летчику травмой и невозможностью выбраться из кабины. Во фронтовых условиях над кабиной иногда (а в частях ночных истребителей - всегда) оборудовался предохранительный каркас в виде пирамиды из стальных труб или стальные дуги над верхним крылом в местах крепления ближних межкрыльевых стоек.
* Самолет был оснащен двухрядным V-образным двигателем Испано-Сюиза 8 мощностью 200 л. с. (до этого на летательных аппаратах фирмы «Сопвич» устанавливались только ротативные двигатели). «Долфин» был первым самолетом фирмы «Сопвич» с рядным двигателем. На прототипе использовался лобовой радиатор, который на серийных машинах заменили двумя малыми радиаторами с управляемыми створками. Радиаторы размещались позади пилотской кабины. В отличие от остальных самолетов фирмы «Сопвича» на «Долфине» стабилизатор был закреплен неподвижно. Прототип не был вооружен, в серии же, кроме двух синхронных пулеметов «Виккерс», закрепленных над двигателем, имелась возможность размещать в передней части кабины один или два «Льюиса», причем угол установки этих пулеметов относительно горизонта можно было менять от 30 до почти 90°. В кабине находился оптический прицел, который на ночных истребителях обеспечивался электроподсветкой. В варианте штурмовика самолет мог нести четыре небольшие противопехотные бомбы.
* Обзор из кабины был плохим, пилот сидел в окружении пулеметов, стоек, перекладин, приборов (их было достаточно много) и ручек. В конце июня, еще до окончания испытаний, фирма «Сопвич» получила заказ на 500 машин, что свидетельствовало о высокой оценке опытного истребителя. Лицензионное производство было организовано на фирмах «Дэррэк Мотор Энджиниринг Ко, Лтд» (которая ранее освоила выпуск D.H.5 с обратным выносом крыла) и «Хупер Ко, Лтд» (изготавливала самолеты «Страттер» и «Кэмел»), Осенью 1917 г первые серийные машины Сопвич 5F.1 «Долфин» начали поступать на фронт. Ими были вооружены четыре британских и одна канадская эскадрильи авиачастей первой линии, а также одна эскадрилья системы обороны островов Метрополии и несколько учебных авиационных подразделений.
Всего было выпущено около 1532 машины.
4. СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ:
* Подобно многим другим самолетам, история «Долфина» полна домыслов и слухов, подогреваемых рассказами о полном превосходстве немецких истребителей. На фронте отношение к «Долфину» было разным. Одни пилоты ценили этот самолет за мощное вооружение, другие критиковали за длительный цикл подготовки к полету, связанный с трудностями запуска и разогрева двигателя до необходимой для старта температуры. Также критике был подвергнут обратный вынос верхнего крыла (в памяти были свежи неприятности с подобным D.H.5), который стал причиной необычных характеристик при штопорении. Даже наклонная форма носовой части фюзеляжа (сделанная для улучшения обзора) расценивалась некоторыми летчиками как способствующая срыву в штопор.
* Однако в остальном «Долфин» был довольно удачным и многие пилоты добились на нем побед над противником. Так, Ф. Жиллет (американец, воевавший в канадской эскадрилье) сбил на нем 14 самолетов и три аэростата, а его коллега по эскадрилье капитан Р. Бэрнимэн - также 14 самолетов и один аэростат.
Известно, что морское ведомство не заказывало самолет, поэтому основной его специализацией было ночное патрулирование британских островов с целью отражения атак бомбардировщиков и дирижаблей противника. Производился невооруженный учебный вариант с двигателем мощностью 150 л. с. Пилотское сиденье на нем было более приподнято, что немного улучшило обзор. К лицензионной постройке «Долфина» проявили интерес американцы и французы. В начале двадцатых годов «Долфины» активно применяли поляки, в частности во время советско-польской войны.
«Долфин» был не очень популярен среди пилотов, поскольку отрицательный вынос крыла вызывал необычные срывные характеристики, а незащищенное место пилота таило опасность при капотировании самолета после неудачного приземления (летчик сидел буквально между лонжеронами, а его голова возвышалась над верхним крылом. К тому же спереди в кабину вдавались казенные части пулеметов). Впоследствии у некоторых машин, использовавшихся в учебных подразделениях, были установлены аварийные пилоны над центропланом; аналогичные пилоны над крылом имели самолеты, приспособленные для ночных полетов.
Было построено 1532 машины Mk I с таким же редукторным двигателем, как у опытного самолета, но разрушение редукторного привода привело к созданию варианта Dolphin Mk III с безредукторным вариантом двигателя Hispano-Suiza такой же мощности. Обозначение Dolphin Mk II применялось к варианту с безредукторным двигателем Hispano-Suiza мощностью 300 л.с., который строился во Франции. Эта модификация показала великолепные летные данные, но в связи с окончанием военных действий в серию не попала.
5.ОСОБЕННОСТИ САМОЛЕТА
-два синхронных пулемета, два дополнительный пулемета над крылом, бомбовая нагрузка;
-впервые на самолетах данного производителя применен рядный двигатель;
-большая мощность двигателя;
-из – за конструкции крыла было большая вероятность срыва самолета в штопор;
-отсутствие защиты пилоты в случае капотирования;
Друзья, надеюсь Вам интересно читать данный материал и статья понравилась. Сведения для статьи не скопированы с какого – то сайта, взяты с разных источников и скомпонованы. Если у Вас есть пожелания, о каком самолете написать следующую статью, напишите об этом в комментариях. Если тема интересная, подписывайтесь, каждую неделю выходит новый материал.