Найти в Дзене
Tracher

Самые загадочные танки.

Оглавление

Многие считают, что танки – это скучные боевые машины, которые не представляют никакого интереса для дизайнеров. Наша сегодняшняя подборка докажет вам, что в истории танкостроения было много по-настоящему удивительной техники.

Считается, что прототип первого танка был придуман еще в эпоху Возрождения Леонардо да Винчи. Великий итальянский гений изобрел боевую машину, похожую на передвижной деревянный ящик с бойницами для стрельбы. Однако изобретение Леонардо не получило широкого применения, и вскоре было забыто.

А вот настоящему рождению танки обязаны Первой Мировой Войне. Именно тогда большие бронированные автомобили, отлично защищавшие экипаж от пуль неприятеля, начали получать распространение. Стало ясно, что подобная техника обеспечивает неожиданное преимущество в сравнении с обычными методами ведения боя. И это не говоря про психологический эффект, который оказывал на врага лязгающий бронированный колосс.

Любопытно и само происхождение слова "танк". В переводе с английского tank – это бак, или резервуар. И именно таким именем в 1916 году министерство обороны Великобритании начало обозначать боевые машины нового типа – всё для сохранения секретности. В дальнейшем слово прижилось и стало использоваться в большинстве языков мира.

Двадцатый век стал настоящим веком танкостроения. Причем надо сказать, что инженеры, конструкторы и дизайнеры упражнялись в создании необычных танков ничуть не меньше, чем их автомобильные коллеги. Не верите? Тогда обязательно прочитайте до конца этот материал. Вы увидите, что танки бывают ну очень необычными.

Маrk V

Одним из самых популярных танков времен Первой мировой войны была британская машина Mark V. Это – не самый первый танк, придуманный британцами, однако весьма и весьма распространенный. По нашим меркам Mark V может показаться обыденным, но для современников он выглядел очень необычно. Вот как писал об этом танке российский популярный публицистический журнал "Нива", вышедший в 1917 году: " В «Ниве" были недавно помещены изображения изобретённого английскими военными инженерами гигантского бронированного автомобиля. Бесстрашный и неуязвимый, устремляется он всей своей громадой в самую кипень боя, под снаряды и пули, свободно берёт вражьи окопы, как пустое, незначащее препятствие, и, посеяв вокруг себя разрушение и смерть, преспокойно возвращается в свой полк. Английские солдаты назвали этого своего нового боевого товарища «лоханью» ("tank"— "тэнк").

А знаете ли вы, что Mark V мог быть "мальчиком", а мог быть – "девочкой", а точнее – "самцом" и "самкой"? Такое прозвище этой боевой машине дали вовсе не любители-зоологи, а сами конструкторы. Всё дело в том, что в зависимости от версии на танк устанавливали как пушечно-пулеметное вооружение, так и только пулеметное. В первом случае модификацию называли "самцом", а во втором – "самкой".

Царь-танк

Созданием тяжелых боевых машин в начале ХХ века занимались не только британцы. В Российской Империи велась активная разработка своих танков. Одним из проектов был танк "Нетопырь", также известный как "танк-летучая мышь" и "Царь-танк".

В 1915 году конструкторское бюро под руководством инженера Лебеденко представило проект новой боевой машины, которая напоминала не столько танк, сколько гигантский пушечный лафет. В передней части машины располагалось два огромных спицевых колеса диаметром 9 метров, за ними – Т-образный кузов с пулеметной рубкой, располагавшийся над землей на высоте 8 метров, а в задней части – специальный каток. Проект получил одобрение нескольких инстанций, а после – самого императора Николая II, который пришел в неописуемый восторг от необычной боевой машины. Кстати, прозвище "Нетопырь" или "Летучая мышь" этот танк получил именно благодаря модели, показанной российскому царю – в перевернутом виде она выглядела как "Летучая мышь".

На создание "Нетопыря" были выделены значительные средства, и в итоге танк был построен. Правда, уже во время испытаний выявились серьезные недостатки этой боевой машины. Хотя благодаря передним колёсам и двум трофейным моторам Maybach мощностью 240 л.с., танк уверенно двигался вперед, задний каток был откровенно слабым местом. И из-за него-то танк не отличался высокой проходимостью, а на испытаниях – и вовсе увяз в грязи. В итоге о проекте забыли, а единственный построенный "Нетопырь" простоял в лесу до 1928 года, а затем его разобрали на металлолом.

Броневая каретка Шумана

Еще одной интересной боевой машиной начала ХХ века была броневая каретка Шумана. Формально это – не совсем танк, а передвижная артиллерийская установка. Или, если говорить точнее, Fahrbare Panzerlafette — то есть самоходный бронелафет. Однако это устройство может считаться самой настоящей предтечей танков. И вот, почему.

Во-первых, это изобретение немецкого инженера Максимильяна Шумана позволяло стрелять прямой наводкой, несмотря на ответный огонь неприятеля. Все – благодаря применению брони, столь актуальной в условиях окопной войны. Во-вторых, у броневой каретки Шумана была поворачивающаяся башня, которая была позаимствована у боевых кораблей. Наконец, в третьих броневая каретка отличалась высокой мобильностью, хотя перевозили её, как правило, лошади.

В общем, эта боевая машина стала настоящим мостиком в мир танков. Кстати говоря, в Швейцарии броневые каретки Шумана были сняты с вооружения лишь в 1947 году, хотя в этой стране они использовались всё же в стационарной, а не в передвижной форме.

Tracklayer Best 75

А вот самым первым американским танком можно смело считать Tracklayer Best 75. В 1917 году, узнав об успешном применении бронированных машин нового типа в Европе, американская компания C.L. Best решила выпустить собственный танк. Было ясно, что подобная машина должна быть большой и мощной, но практические наработки того, как этого достичь, у фирмы явно отсутствовали. Поэтому за основу нового танка C.L. Best взяла… трактор Holt 75, на который установили башню, а также обшили защитой.

Holt 75 был довольно неплохим трактором для своего времени, и, к примеру, оснащался мотором мощностью 75 л.с. Но на роль донора для танка он абсолютно не годился. Неудивительно, что Tracklayer Best 75 оказался абсолютно непригодным для ведения боевых действий. Например, машина плохо управлялась, имела крайне ограниченный обзор, да еще и плохо защищала экипаж, ведь этот танк был обшит небронированной сталью.

И все же свою роль Tracklayer Best 75 сыграл, неплохо выступив в пропагандистских материалах. Военным удалось сделать несколько удачных фотографий этой боевой машины, а также издать специальные буклеты, призванные поднять престиж армии США. Эффект был достигнут, хотя сам танк так никогда и не "понюхал пороху".