Найти в Дзене

Трамваи в метро Порту

Миллионы пассажиров, километры туннелей, переполненные поезда, шум, эскалаторы, точность и отлаженность всей системы - это о метро.

В Москве и Петербурге давно привыкли к такому описанию, и вряд ли могут представить метрополитен другим. Для пассажиров португальского Порту метро выглядит немного иначе. Удивительно, но оно для них - трамвай.

Вагон метро в Порту
Вагон метро в Порту

Метро Порту включает 82 станции. Большинство из них наземного типа - попросту трамвайные остановки. Только 14 станций расположены под землей. Это, к примеру, Sao Bento на одноимённом вокзале, и Trinidade - единственная станция, на которой пересекаются все ветки метро. Всего же протяжённость линий - 67 км. Кстати, у меня есть отдельная статья о Порту.

Фотография с официального сайта метрополитена Порто: https://en.metrodoporto.pt/
Фотография с официального сайта метрополитена Порто: https://en.metrodoporto.pt/
Фотография с официального сайта метрополитена Порто: https://en.metrodoporto.pt/
Фотография с официального сайта метрополитена Порто: https://en.metrodoporto.pt/

Наиболее живописная часть маршрута проходит по мосту Понти-ди-Дон-Луиш I, одной из главных достопримечательностей Порту. Мост пешеходный, но значительная его часть отдана под движение метро.

Мост Понти-ди-Дон-Луиш I
Мост Понти-ди-Дон-Луиш I

Мне, как жителю большого города, не давала покоя ревность за "метро". Неужели можно так просто присвоить трамваю этот термин? Построить несколько подземных станций и гордо хвастаться наличием метрополитена? Международный союз общественного транспорта (МСОТ) дает ему такое описание:

Метрополитен - железная дорога, ... в пределах урбанизированной зоны ... находящаяся в пространстве, целиком или частично расположенном в тоннелях и безраздельно отданном под такое использование.

Выходит, что об обязательном использовании поездов нет и слова. Достаточно, чтобы транспорт двигался по рельсам в пределах городской черты, иногда заезжая в тоннель. Так что трамвай в Порту вполне может называться метрополитеном.

На станции метро в Порту
На станции метро в Порту

Похожий пример есть и в России. Трамвайная система Волгограда состоит из 24 станций и также частично проложена под землей. Волгоградский скоростной трамвай (официальное название) работает с 1984 года и имеет протяженность 17 км.

Метро в Волгограде. Автор: A.Savin (Wikimedia Commons · WikiPhotoSpace) - собственная работа, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=40772728
Метро в Волгограде. Автор: A.Savin (Wikimedia Commons · WikiPhotoSpace) - собственная работа, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=40772728

В 2012 году журнал Forbes внес волгоградский трамвай в число 12 самых интересных трамвайных маршрутов мира. Занимательной особенностью авторы считают смену тоннелей местами без их пересечения. Дело в том, что большинство подвижного состава имеет двери только с правой стороны. Это подходит для наземных остановок, но на станциях островного типа открывать двери необходимо слева. Именно поэтому трамваи под землей переходят с правостороннего на левостороннее движение.