Приветствую всех любителей военной техники – на связи Военный инцидент. Сегодня я хочу рассказать Вам о таком армейском транспортном средстве, как багги. О том, зачем нужен этот транспорт, с чего все начиналось и самое интересное: рассмотрим разные образцы отечественных багги, в том и числе и проходящие государственные испытания.
Что же такое багги? Это легкий маневренный автомобиль, как правило, трубчатой конструкции, обладающей высокой проходимостью и недорогой в производстве и обслуживании. Нуждаемость армии в такого рода транспорте, повышающем мобильность подразделений была всегда. Это были и различные вооруженные лошадиные повозки, легкие армейские внедорожники или мотоциклы. Багги в первую очередь нужны спецподразделениям, а главное их преимущество – это простота, надежность и проходимость, багги сможет проехать там, где не проедет ни один автомобиль.
Первые подобные машины стали появляться в 50х годах. А впервые активно использовать в войсках их начали в США с 70х годов. Багги как нельзя кстати пригодились для разведывательно-дозорных операций и патрулирования больших территорий.
В советской армии таких машин не было. Хотя гражданские спортивные варианты в СССР производились. В вооруженных силах России они начали появляться совсем недавно. Наверное, первым багги в войсках стал, так называемый «Багги Лебедя». Эту интересную машину создал и сконструировал на свои собственные средства Герой России подполковник спецназа ВДВ А.В. Лебедь. В основу легла ходовая от «Нивы», а вооружение могло быть различное, как личное оружие экипажа, так и два крупнокалиберных пулемета. Экипаж мог состоять из трех или пяти человек, но самое интересное это то, что машина легко могла транспортироваться вертолетом Ми-8. Автомобиль значительно повышал маневренность подразделений и хорошо зарекомендовал себя в войсках, так как он и был создан из-за необходимости в армии подобного рода транспорта. Где сейчас находится этот экземпляр, я не знаю.
На форуме «Армия 2015» был представлен багги «Охотник» от ОКБ «Техника». Это уже была машина заводского производства с вполне конкретными ТТХ, созданная под конкретные задачи, а именно, для повышения мобильности передовых спецподразделений. Багги получился простым в управлении и мог вооружаться 12,7 мм пулеметом. Полная масса может достигать 2х тонн, а полезная нагрузка 800 кг. В движение машину приводит ВАЗовский 98-ми сильный мотор, способный разогнать ее до 105 км/час. Экипаж багги состоит из четырех человек. На вооружение «Охотник» так и не поступил.
А вот что в скором времени будет принято на вооружение, так это багги «Чаборз», впервые представленный в 2017 году. Производят эти машины на Кавказе, а инициатором разработки стал лично Рамзан Кадыров. Данный агрегат производится в двух модификациях – это трехместный М-3 и шестиместный М-6 и может выпускаться как для ВС так и для гражданских. Стоимость машины не превышает 1,5 млн. рублей. Масса трехместного варианта составляет всего 1500 кг, а грузоподъемность 0,8 тонн. Багги предназначены прежде всего для труднопроходимой степной, горной и лесистой местностей, вот только привод у него осуществляется только на задние колеса. Эти агрегаты унифицированы с гражданскими легковыми автомобилями, что еще более упрощает и удешевляет их производство. В 2017 году «Чаборз М-3» были задействованы в учениях в Северной Осетии, а в 2018 их использовала Росгвардия на учениях на Крайнем Севере.
Стоит рассказать и об «УРА» - ударно-разведывательном автомобиле типа багги. Автомобиль предназначен специально для подразделений Росгвардии и способен как нести вооружение, так и перевозить грузы и личный состав. Машина весит всего 700 кг и способна перевозить половину собственного веса. 30 миллиметровый клиренс обеспечивает отличную проходимость, а вооружение может быть представлено 7,62 мм пулеметом на крыше. «УРА» способен перевозить трех бойцов в полно экипировке. Первый прототип багги был представлен в 2012 году а уже сам «УРА» на «Интерполитех 2017». Кстати построили его на АВТОВАЗе.
Подводя итог, замечу, что багги совершенно не бесполезны в войсках. Все-таки легче и быстрее передвигаться на колесах, чем нести все снаряжение на себе. Интересно будет почитать Ваше мнение о том, нужны ли багги в армии РФ.
А вот и рекомендации от автора: статья о бронеавтомобилях спецподразделений Росси. Ссылка здесь. Или вот, новинка отечественной оборонки – надувная техника. В этой статье Вы узнаете, сколько стоит надувной танк и на что он способен на самом деле.
На этом у меня все, а Вы не забудьте подписаться, чтобы не пропустить еще больше статей о военной технике и военных инцидентах.