Найти тему
АВТОСТАТ

«Шеви Нива». Чем закончилась игра в дочки-матери

Оглавление

Итак, Chevrolet Niva появилась в дилерских салонах LADA, подтверждая своим появлением здесь народную мудрость, что все когда-то возвращается «на круги своя». Машины в салонах АВТОВАЗа пока еще стоят с эмблемой Chevrolet, но, говорят, на стойке прайс-листов уже значится название LADA.

Автосалон LADA. Машина Chevrolet Niva
Автосалон LADA. Машина Chevrolet Niva

Сегодня, когда «Нива» вернулась в родные пенаты, мы решили совершить небольшой экскурс в историю и вспомнить, как и почему ее отдали в чужие руки. Ведь дело было не только в том, что американцам приглянулась наша платформа, и даже не в том, что россияне в 90-ые готовы были за доллары последнюю рубашку с себя снять. Для АВТОВАЗа, судя по рассказам пра-родителей «Нивы», это было голодное время - время, когда на собственное развитие у предприятия денег не было. Ветераны предприятия рассказывали, что прототип обновленной "Нивы" (ВАЗ 2123) был собран еще в декабре 1995 года, но средства на его внедрение взять было неоткуда (отметим, что это было за 7 лет до старта производства «Нивы» уже на конвейере СП «GM-АВТОВАЗ»).

ВАЗ-2121
ВАЗ-2121

Откуда взялось имя «Нива»?

Петр Прусов
Петр Прусов

Из интервью одного из главных создателей «Нива» заслуженного конструктора РФ Петра Прусова:

"У меня две дочери, у главного конструктора Соловьева два сына. Поэтому за первой буквой стоит Наташа, за второй – Ирина, за третьей – Вадим и за четвертой – Андрей. Получилась НИВА. Но вы же понимаете, что тогда я не мог об этом говорить. В данном случае подбросил название дизайнеру Сёмушкину, которому объяснил, что нива – это поле, простор, и он согласился. Но я-то закладывал совсем другой смысл"...

Почему отдали иностранцам?

-4

Снова - из Прусова:

"У меня девиз: автомобиль – не коньяк, и с годами не становится лучше. Поэтому к работе над обновлением «Нивы» мы приступали трижды. И всякий раз, начиная с 1995 года, у нас не хватало денег на реализацию этого проекта. И тогда я предложил перейти от программы развития к программе выживания. Мы изменили кузов, но основные узлы «Нивы» пришлось оставить... Я думаю об этом, как о приемном ребенке: там он будет лучше накормлен, одет... Единственное, что меня волновало: будут ли его любить так, как мы?"...

Как это было? Отдавали «в люди» шумно, с помпой

«GM-АвтоВАЗ» . Офис и производство - в едином комплексе
«GM-АвтоВАЗ» . Офис и производство - в едином комплексе

23 сентября 2002 года. На церемонию запуска СП приехали более 500 человек из России, стран ближнего и дальнего зарубежья. Среди участников и гостей церемонии - послы США и Великобритании, топ-менеджеры General Motors, АвтоВАЗа и ЕБРР (в проекте было три учредителя - авт.). После выступления официальных лиц и освящения Архиепископом Самарским и Сызранским Сергием сборочной линии «GM-АвтоВАЗ» с конвейера сошла первая Chevrolet Niva, за рулем которой сидел Председатель правления GM Джек Смит, рядом находились Председатель совета директоров СП Владимир Каданников, вице-президент GM Норин Дойл. Интернациональность проекта подчеркивали выступления симфонического оркестра Тольяттинской филармонии и легендарного лидера группы «Юрай Хип» Кена Хенсли. В качестве слогана для церемонии открытия СП «GM-АвтоВАЗ» использовали легендарное гагаринское «Поехали!».

Отечественная или иномарка?

-6

Напомним, что, создавая СП с американским партнером GM, АВТОВАЗ на много лет вперед (почти 20) терял право на бренд Niva. Наши легендарные внедорожники «Нива», которые в то время пользовались большой популярностью, в том числе экспортной, после создания СП стали официально называться только «LADA 4х4» (согласитесь на фоне «жигулей», «лад», «калин», «вест» звучит нетрадиционно грубовато), а эксперты авторынка еще много лет потом путались и спорили, относить «Шеви» к отечественным или к «иномаркам». По сути «Шеви» оставалась российской: так, например, в 2010-ом эксперты авторынка констатировали, что в ней 95% комплектующих - российские.

Говорят, что «Нива» - прообраз Suzuki Vitara?

Когда японцы сделали первую Vitara, она по идеологии действительно была «Нивой» – те же технические характеристики: сочетание зависимой задней подвески с независимой передней, тормоза. Ее не скопировали, но взяли в качестве прототипа. Когда за полгода до выпуска Vitara японцы приехали в Тольятти, они подарили нашему Петру Прусову красочно оформленный проспект этого автомобиля с надписью: «Соавтору Suzuki Vitara от фирмы Suzuki» (он сам рассказывал в одном из интервью).

Увидим ли на конвейере новую «Ниву»

Руководство «GM-АВТОВАЗ» все последние годы периодически объявляло журналистам, что вот-вот на рынок выйдет обновленная модель внедорожника - шедевр инженерной мысли, идущий в ногу со временем.

-7

Не случилось. Сегодня «дитя» со всем своим наработанным за эти годы приданым вернулось в родные пенаты. И - в дилерские салоны LADA. Хорошо это или плохо, снизит ли конкуренцию внутри модельного ряда LADA или все завершится его укорачиванием и «оптимизацией расходов» - покажет время. А пока известно, что в декабре 2018 года GM-АВТОВАЗ выпустил 700-тысячную «Шеви Ниву»…

-8

… и получил новое Одобрение типа транспортного средства на модель Chevrolet Niva, которое действует до декабря 2021 года с возможностью его продления. И еще один факт: по итогам 2019 года продажи Chevrolet Niva на российском рынке составили 21995 автомобилей, что на 24,8% меньше по сравнению с предыдущим годом.

-9

Автор: Виктория Лобода

Интересно? Ставьте "лайк", делитесь с друзьями в соцсетях.
Есть истории про "Шевроле-Ниву"? Пишите в комментариях >>>

Авто
5,66 млн интересуются