Когда в 77-ом году прошлого века, Министерству обороны СССР понадобился легкий водоплавающий вездеход, то АВТОВАЗ не остался в стороне и вместе с Ульяновским автозаводом принялся к разработке такого уникального автомобиля, которого до сих пор нет в Российской Армии.
Не понятно, по каким причинам, но все разработки свернули и существующие прототипы отправили в музей.
Ранее в 1972 году, Автоваз уже занимался разработкой подобного автомобиля на базе Нивы, так что некоторый опыт у них уже был. Этот опытный образец амфибии называли Река 2122, и все разработки значились под грифом секретно.
Долгое время проблему доставляла компоновка двигателя, так как не могли определиться с движительной силой при передвижении на воде, выбор выбор был сделан в пользу колес.
«Река 2122» должна была отвечать требованием предъявленные Министерством обороны СССР, одним из них было установка специальных шин имеющих хороший зацеп, который нужен для выхода на неподготовленный грунт.
В то же время водоплавающий автомобиль не должен выделяться от гражданской версии. И специально для этого проекта были разработаны принципиально новые шины ВЛИ 6 на Волжском заводе резинотехнических изделий.
Они были шире и больше стандартных, и имели зацепы, которые позволяли грести колесами на воде, а так же обладали отличной внедорожной геометрией, что позволило обойти потенциального ульяновского конкурента.
И уже в 1976 году были готовы два опытных образца с индексом Э2122.
У них была существенная проблема с перегревом двигателя, который ввиду своего назначения был в герметичном отсеке. В дальнейшем пришлось разрабатывать и внедрять сложную систему вентиляции с двойным полом кузова, которая так же охлаждала трансмиссию.
После таких изменений машина зарекомендовала себя положительно, и автомобиль получил индекс 2Э2122, но она все же остались некоторые проблемы с перегревом двигателя в условиях эксплуатации в регионах с повышенными температурами, и амфибию было решено полностью переработать.
Так в 82-ом году появилась два прототипа третей версии, которые получили официальное название ВАЗ-3Э2122. Они были заметно меньше и напоминала стандартную Ниву.
После года испытаний и устранения рада замечаний, автомобиль ВАЗ-2122, которому к тому времени присвоили четырехзначный индекс, прошёл государственные испытания и был рекомендован к серийному производству и поставке в вооруженные силы СССР.
Но производственные линии не были способны принять постановки его на стандартный конвейер и дальнейшие попытки выпуска Вазовской амфибии свернули.
Обидно, что за все эти годы было потрачены много сил и средств на разработку этого уникального водоплавающего Ваза, который бы по достоинству бы оценили не только в армии, но и многие охотники, рыболовы и фермеры.