Есть такая практика, швартовки судов в море друг к другу.
Топливо там передать, груз.
Море не всегда спокойное, а пароходы большие и железные.
Вот, чтобы они друг другу борта не побили, для этого придумали кранцы.
Самый ходовой материал для кранцев, резина.
Нет, есть ещё и набивные кранцы, но самое большое распространение получили именно из резины.
Размер кранцев зависит от парохода.
Маленьким хватает и старых покрышек от автомобилей, а вот для больших судов делают уже отдельно и специально. Кранцы для больших судов могут доходить до 2-3 метров в диаметре и внутри их - воздух. Да, их накачивают воздухом, через обычный ниппель.
Но не обязательно накачиваемые, есть и подвесные, из цельного куска резины, но их больше используют в портах, слишком они тяжёлые.
Есть просто в виде цилиндра, а есть и такие, когда цилиндр ещё обвязывают старыми покрышками.
Ну, а вообще-то, кранцы относятся к отбивным устройствам.
Буксирам хватает покрышек и специальных резиновых пластин.
У рыбаков такие швартовки в порядке вещей.
Перегрузы продукции, приём топлива.
Добывающие суда кранцы с собой не возят, маловаты они для этого, места и так мало (хотя, бывает, что и катают с собой).
А вот у перегрузчиков и танкеров, работающих с рыбаками, кранцы должны быть.
У этого добывающего кранцы с собой.
Танкеры тоже швартуются между собой. Не знаю, как там и где ещё, но у нас такая операция называлась STS (Ship-to-ship). Передача груза. Но в отличии от рыбаков, грузовые операции "борт-борт", в основном у нас проходили в портах, и необходимость возить с собой кранцы отпадала.
Сингапур. Принимаем дизтопливо с другого танкера. Груз на Анголу. Экипаж другого танкера был доволен, они туда не пойдут.
Ха-ха, через две недели и они туда притащились, с тем же дизтопливом.
Если передача/приём груза шла на/с плавхранилища (а это просто обычный танкер, стоящий на рейде), то кранцы всегда были на плавхранилище. Если грузовые проходили с другим танкером, то кранцы предоставляла специальная контора, бизнес такой, сдавать напрокат кранцы.
Сингапур. Плавхранилище. Кранцы висят у него постоянно.
Африка, Гвинейский залив, район Бенина. STS, рутина.
А вот на этой лайбе нам и доставляли кранцы, сервис-шип, не просто так. И, за сервис берут серьёзные деньги, тут вам нефтебизнес, а не мутная заправка.
Когда море не спокойно, волна, ветер, качает даже и большие танкеры. И не только качает. Есть ещё и подвижка взад-вперёд относительно другого танкера, и чем меньше груза у одного, тем больше он ёрзает. Иногда они пытаются ещё и на разрыв пойти, в основном, с носа. Рвутся концы, на баке и корме. Кранцы скрипят, визжат. Цепи на них тоже ёрзают по борту, снимая краску. Сжимает кранец тоже хорошо. Поглядываешь и ждёшь, когда рванёт.
Корея, Йосу.
Нефть из Де-Кастри перегружается на Сингапур.
А ещё и концы, на которых висит кранец, то набиваются, то ослабевают. Желательно там хлебалом не торговать без нужды.
Но при мне кранцы никогда не лопались.
Но иногда случается. В 1993 году два танкера нашей компании стояли ошвартованные лагом. Кранцы были, всё, как полагается. Капитан одного судна ушёл на другой танкер. Погода стала портится, он решил вернуться.
И вот... даже не знаю, как всё произошедшее и обозначить - стечение обстоятельств, судьба, что ещё?
Короче, он упал за борт, когда переходил на свой пароход. Упал между бортами. Моторист прыгнул за ним. И в этот момент, на баке лопаются швартовые концы, носы танкеров расходятся, а кормы, наоборот, сближаются. И лопается кранец. Не нашли, ни капитана, ни моториста.
(Что? Неправдоподобная история? Насвистел Группман?
Ну, так фамилия моториста Меринов, звали Игорь.
За попытку спасения своего капитана награждён орденом Мужества(посмертно).
Указ о награждении здесь - http://www.docs2.kodeks.ru/document/901100467
Более того, в 1994 году, в Славянке была построена самоходная баржа, и её назвали "Игорь Меринов".
А произошло всё на танкере "Ванино". Несчастливый танкер в плане смертности, если, что. Да и сам пароход "тяжёлый" был. Работал я на нём. После него, вообще бояться перестал, хуже него, мне казалось, вообще ничего не может быть.)
Вот он, танкер "Ванино".
Уже под новым именем, "Vanin". Танкер продали в Нигерию. Там же, в Нигерии, я его и сфотал.
Кстати, виден кранец, впереди крана. Лежит кранец на шланговом помещении.
Но рассказ про кранцы был бы не совсем полным с моей стороны, если я не добавлю ещё несколько весёлых картинок. Сделанных во время передачи судового топлива (бункера) китайским кальмароловам. Как кранец может наделать дел, или не совсем хорошая морская практика.
ПыСы.
А вот это тоже кранец.
Ну, так я называю пузо у мужиков.