Найти в Дзене
VarТехник

Танки, которые полюбили не за что-то, а вопреки.

Оглавление

Боевые машины, а уж тем более танки – сложные механизмы. От совокупности технических особенностей и характеристик зависит их эффективность на полях сражений и эксплуатационные качества. Именно похожую темы хотелось бы затронуть в этой статье, но сделав акцент на машины периода Второй Мировой. Поверьте – на самом деле было множество боевых машин, которые любили не за что-то, а вопреки.

Churchill.

Пехотный танк «Черчилль» стал машиной специфичной и созданной в условиях военного времени, будучи созданным по канонам Первой Мировой для театра боевых действий Второй Мировой, которые принципиально между собой отличались.

-2

Churchill обладал феноменально толстой бронёй для своего времени и очень слабую мобильность. Однако, машина имела ряд конструкционных проблем, которые не всегда перекрывались бронированием. Одним из таких является двигатель. 37 тонный танк до версий Mk III имел агрегат с мощностью в 350 лошадиных сил и громоздкую трансмиссию, но несмотря на это, танк не выделялся своей надёжностью… Одна из наиболее распространённых поломок – течь в топливной системе. Возникало это из-за серьёзной вибрации и нагрузки двигателя, которого явно не хватало. Из-за этого, рвались шланги не только топливной, но и масленой системы.

-3

Ещё один недостаток – проходимость. Танк обладал узкими гусеницами без шпор при внушительной массе от 37 тонн и более. «Черчилль» превосходно преодолевал рвы и траншеи, но давление на грунт не позволяло использовать танк во многих районах западных республик СССР. Танк легко застревал в болотах и прочих мягких грунтах. И это ещё не берётся в чёт уязвимость гусеничных траков при обстреле со лба, так как гусеница выходила за пределы корпуса.

-4

Кстати, по этой же причине, обзор водителя на маршах был серьёзно ограничен. Член экипажа практически не видел, что творится в правого борта, из-за чего водитель был зависим от командира или другого человека, следящего за обстановкой. В боевых условиях, и без того скромный обзор уменьшался в разы, так как толстенная дверца имела узкую щель, через которую нельзя было увидеть даже броне детали, переходящей от верхней к нижней лобовой броне.

-5

Отдельно хочу упомянуть орудие. Британская 6 фунтовка, официально маркировалась как пушка с полуавтоматическим затвором. Иначе говоря, гильза выбрасывалась благодаря механизму, но на практике, заряжающий должен был не только зарядить орудие, но и вытащить из него гильзу, раскалённую пороховыми газами. Первые партии Churchill Mk III обладали таким изъяном, но после отчётов с фронта, советские предприятия дорабатывали пушки, а представители компаний производителей требовали срочных доработок в затворе орудия QF6.

КВ-1.

Часть проблем британского «Черчилля» перешли и на тяжёлый танк КВ-1. В отличие от коллеги из «туманного Альбиона», КВ стал более универсальным, подвижным и лучше вооруженным в ранних исполнениях. Вместо 350 л.с при 37 тоннах, КВ-1 обладал 500 лошадиных сил на 43 тонны. На пользу мобильности шли более широкие гусеницы, державшие танк на слабых грунтах, но далеко не каждая местность поддавалась советскому тяжёлому танку.

-6

Причина заключалась в трансмиссии и её «сырости». Агрегат часто перегревался, из-за чего ломались фрикционы. Двигатель тоже имел ряд проблем, в том числе и с топливной системой. Причина та же – большая нагрузка и вес, вызывающие вибрацию даже на холостых оборотах. При движении возникали течи масла, горючего и охлаждающих жидкостей, от чего и следовали самовоспламенения.

-7

Второстепенным фактором является комфорт. Танкисты в башне на танках военного выпуска не имели собственных сидений и выполняли свои обязанности стоя. В некоторых случаях наводчик был исключением, так же как и водитель, а вот командир и заряжающих выполняли долг стоя.

-8

Ещё одна ярков выраженная проблема, известная многим – обзор. КВ-1 имел ряд недостатков с приборами наблюдения, из-за которых командир видел только узкую часть поля боя через вращающийся перископ. Для понимания, многие танки того времени уже оснащались командирскими башенками, а немецкие командиры располагали целыми «наблюдательными пунктами» с потивоснарядным бронированием.

-9

Краткий опрос.

Если вы хотите узнать о большем количестве боевых машин из разряда не самых лучших, но горячо любимых экипажами, пишите об этом в комментариях. Так же, пишите отзывы о формате и объёме. Может следующая статья будет иметь меньше текста, отведённого на один танк, а самих машин будет значительно больше.

Подписывайтесь на канал. На нём регулярно выходят актуальные статьи на военную тему. Оценивайте контент и делитесь им с друзьями.