Боевые машины, а уж тем более танки – сложные механизмы. От совокупности технических особенностей и характеристик зависит их эффективность на полях сражений и эксплуатационные качества. Именно похожую темы хотелось бы затронуть в этой статье, но сделав акцент на машины периода Второй Мировой. Поверьте – на самом деле было множество боевых машин, которые любили не за что-то, а вопреки.
Churchill.
Пехотный танк «Черчилль» стал машиной специфичной и созданной в условиях военного времени, будучи созданным по канонам Первой Мировой для театра боевых действий Второй Мировой, которые принципиально между собой отличались.
Churchill обладал феноменально толстой бронёй для своего времени и очень слабую мобильность. Однако, машина имела ряд конструкционных проблем, которые не всегда перекрывались бронированием. Одним из таких является двигатель. 37 тонный танк до версий Mk III имел агрегат с мощностью в 350 лошадиных сил и громоздкую трансмиссию, но несмотря на это, танк не выделялся своей надёжностью… Одна из наиболее распространённых поломок – течь в топливной системе. Возникало это из-за серьёзной вибрации и нагрузки двигателя, которого явно не хватало. Из-за этого, рвались шланги не только топливной, но и масленой системы.
Ещё один недостаток – проходимость. Танк обладал узкими гусеницами без шпор при внушительной массе от 37 тонн и более. «Черчилль» превосходно преодолевал рвы и траншеи, но давление на грунт не позволяло использовать танк во многих районах западных республик СССР. Танк легко застревал в болотах и прочих мягких грунтах. И это ещё не берётся в чёт уязвимость гусеничных траков при обстреле со лба, так как гусеница выходила за пределы корпуса.
Кстати, по этой же причине, обзор водителя на маршах был серьёзно ограничен. Член экипажа практически не видел, что творится в правого борта, из-за чего водитель был зависим от командира или другого человека, следящего за обстановкой. В боевых условиях, и без того скромный обзор уменьшался в разы, так как толстенная дверца имела узкую щель, через которую нельзя было увидеть даже броне детали, переходящей от верхней к нижней лобовой броне.
Отдельно хочу упомянуть орудие. Британская 6 фунтовка, официально маркировалась как пушка с полуавтоматическим затвором. Иначе говоря, гильза выбрасывалась благодаря механизму, но на практике, заряжающий должен был не только зарядить орудие, но и вытащить из него гильзу, раскалённую пороховыми газами. Первые партии Churchill Mk III обладали таким изъяном, но после отчётов с фронта, советские предприятия дорабатывали пушки, а представители компаний производителей требовали срочных доработок в затворе орудия QF6.
КВ-1.
Часть проблем британского «Черчилля» перешли и на тяжёлый танк КВ-1. В отличие от коллеги из «туманного Альбиона», КВ стал более универсальным, подвижным и лучше вооруженным в ранних исполнениях. Вместо 350 л.с при 37 тоннах, КВ-1 обладал 500 лошадиных сил на 43 тонны. На пользу мобильности шли более широкие гусеницы, державшие танк на слабых грунтах, но далеко не каждая местность поддавалась советскому тяжёлому танку.
Причина заключалась в трансмиссии и её «сырости». Агрегат часто перегревался, из-за чего ломались фрикционы. Двигатель тоже имел ряд проблем, в том числе и с топливной системой. Причина та же – большая нагрузка и вес, вызывающие вибрацию даже на холостых оборотах. При движении возникали течи масла, горючего и охлаждающих жидкостей, от чего и следовали самовоспламенения.
Второстепенным фактором является комфорт. Танкисты в башне на танках военного выпуска не имели собственных сидений и выполняли свои обязанности стоя. В некоторых случаях наводчик был исключением, так же как и водитель, а вот командир и заряжающих выполняли долг стоя.
Ещё одна ярков выраженная проблема, известная многим – обзор. КВ-1 имел ряд недостатков с приборами наблюдения, из-за которых командир видел только узкую часть поля боя через вращающийся перископ. Для понимания, многие танки того времени уже оснащались командирскими башенками, а немецкие командиры располагали целыми «наблюдательными пунктами» с потивоснарядным бронированием.
Краткий опрос.
Если вы хотите узнать о большем количестве боевых машин из разряда не самых лучших, но горячо любимых экипажами, пишите об этом в комментариях. Так же, пишите отзывы о формате и объёме. Может следующая статья будет иметь меньше текста, отведённого на один танк, а самих машин будет значительно больше.
Подписывайтесь на канал. На нём регулярно выходят актуальные статьи на военную тему. Оценивайте контент и делитесь им с друзьями.