Сегодня мы продолжим обсуждать метанавык Э2. По сути, когда мы говорим про этот навык, мы говорим о способности различать уместность тех или иных эмоциональных проявлений и об их обуздании – способности скрывать неуместные в конкретном социальном окружении эмоциональные реакции. Задача эта совсем не простая и причиной тому является сама психофизиологическая основа эмоциональных реакций. В определенной степени они независимы от нашего сознания, и наши возможности в управлении некоторыми из этих реакций весьма ограничены. Причем чаще всего социально неприемлемыми оказываются именно самые сложно управляемые реакции – страх и гнев. Тому есть ряд причин.
Реакции страха и гнева играли важнейшую роль в обеспечении выживания бесчисленным поколениям наших биологических предков в различных ситуациях, связанных с угрозами жизни и благополучия рода. Они являются наиболее древними «эмоциями» и управляются наиболее древними и наименее контролируемыми сознанием структурами мозга. Стереотипы поведения, которые сопровождаются этими эмоциями, наблюдаются чуть ли не у насекомых, и уж точно у рептилий. И коренятся эти реакции в тех внутренних, наиболее древних разделах мозга, которые сформировались еще у этих достаточно примитивных животных, у которых кора головного мозга, управляющая осознанием, практически отсутствует.
Поведенческие паттерны, которые формируются этими эмоциональными реакциями в первой «неосознаваемой» фазе реакции на «стимул – угрозу», в психофизиологии принято называть реакцией «бей – беги», о которой мы уже говорили, или, более точно, реакцией пяти F – faint (обморок, потеря сознания), freezing (оцепенение), fidget (беспокойство), flight (бегство) и fight (драка). Эта реакция является комбинацией сильно выраженных эмоций страха и гнева. В зависимости от силы угрозы и степени способности активно сопротивляться этой угрозе будет в большей степени проявляться та или иная F реакция – от чистого концентрированного страха (faint, frizzing) до концентрированного гнева (fight).
Почему же так сложно бывает контролировать и обуздывать эту реакцию? Дело в том, что она поддерживается аж целыми тремя (!!!) петлями положительной обратной связи на разных уровнях нашей нервной системы. То есть в нашем мозге происходит автоматическое само-усиление реакции.
Первая петля – это так называемый круг (петля) Пейпеца (Джеймс Пейпец – американский невропатолог, еще в прошлом веке создавший теорию циркуляции эмоционального возбуждения). Этот круг объединяет некоторые структуры промежуточного мозга и лимбической системы в петлю, по которой «вращается» эмоциональное возбуждение. В ней сигнал может достаточно долго циркулировать, практически независимо от сознания, и постепенно усиливаясь. Примером такого рода усиливающей реакции является поведение животного, которое впадает в оцепенение при сильном воздействии угрожающего стимула. Мой приятель, который живет в Австралии рассказывал, что очень часто наблюдает ситуации, в которых ночные животные, попадающие под свет фар, вместо бегства, которое вполне могло бы спасти им жизнь, впадают в полный ступор и становятся жертвами автомобиля. Эта особенность австралийской ночной фауны видимо связана с тем, что в большинстве своем она представлена не очень быстрыми и не очень агрессивными животными, для которых поведение замирания в опасности было более эволюционно выигрышным.
Но подобным образом может действовать и человек, например, впадая в ступор или неконтролируемую агрессию. При этом действия эти чаще всего абсолютно не адекватны ситуации. Вообще говоря, реакции из группы 5F являются следствием глубокого эволюционного развития и возможно были весьма адаптивными для животных, и даже для примитивного человека, но почти в 100% случаев абсолютно не эффективны в современном обществе. Отключиться имеет смысл разве что в случае, когда болезненная смерть или травма не минуемы, и еще реже будет полезна стратегия неконтролируемой агрессии. Но мозг, наш как мы не раз уже убеждались, действует, скорее, как мозг первобытного человека, чем как мозг подобающий современному человеку.
К счастью, эта первая петля не полностью изолирована от сознания – через поясную извилину сигнал о возбуждении проникает в кору головного мозга, и если мы хоть немного осознанны, то нужно совсем не много, чтобы разорвать эту петлю.
Но для этого необходимо не просто осознать факт возбуждения, но и задействовать вторую «петлю обратной связи», активно включить свое сознание для того, чтобы снизить мнимую возбуждающую силу стимула. Для этого достаточно переключиться с неосознанного на осознанное реагирование – прояснить незначимость стимула или предъявить какой-то другой отвлекающий стимул. Иногда достаточно просто сконцентрировать внимание на чем-то конкретном, например, на дыхании, или совершить любое активное действие.
В моем детстве был конкретный случай, который отлично иллюстрирует подобную ситуацию. Перебегая дорогу, я сначала не заметил и неожиданно увидел несущийся на меня по гололеду автобус. Было очевидно, что тормоза не помогают, и остановиться он не сможет, и если я не уберусь с его пути, мало мне не покажется. Но вместо того, чтобы продолжить бежать и спокойно миновать столкновения с этой горой металла, я буквально остолбенел. Мышцы у меня словно свело, и я буквально вышел из своего сознания, ничего кроме ужаса в моем мозгу не было, я буквально впал в ступор. Еще две-три секунды, и я бы точно не писал сегодня про этот поучительный случай. К счастью, у кого-то из зрителей не выдержали нервы, и я услышал душераздирающий женский крик, мой мозг получил другой стимул, петля положительной обратной связи на секунду разомкнулась, и я смог сделать несколько быстрых шагов, что избавило меня от неминуемой гибели.
Этот пример, конечно, демонстрирует очень яркое проявление этого механизма, чаще он проявляется не так предельно. Обычно мы просто начинаем возбуждаться все больше и больше и раздуваем скандал из-за несущественного повода, или теряемся и выпадаем в осадок, казалось бы, в совершенно не опасной ситуации, а надо-то всего включить элементарное осознание. И эта способность перехватывать эти спонтанные, самоусиливающиеся реакции – один из элементов навыка Э2. Тренировать этот навык можно, например, снижая чувствительность к определенным стимулам, что делает возбуждение в сходной ситуации не таким интенсивным. Так, по мере получения навыка сдачи экзаменов или публичных выступлений мы постепенно перестанем впадать в ступор и возможно даже начнем получать удовольствие от процесса. Но такой способ тренировки доступен далеко не для всех типов стимулов. Вторая стратегия развития навыка – повышение степени осознанности, которые являются универсальной методикой для работы с самыми различными мета-навыками.
Но дополнительная сложность заключается в том, что осознавая причину и характер возбуждения. мы часто не только не снижаем силу эмоциональной реакции, но делаем прямо противоположное – включаем две другие петли положительной обратной связи, о которых мы поговорим в следующем выпуске.
Ну а для тех, кто хочет помочь нам в нашем проекте, можете протестировать задания «Школы счастья», они тут.
Гриша Сотников. 07.02.2020.