Найти в Дзене
Минус фунт

010. Затраты энергии при езде на велосипеде

Рассмотрим энерготраты на поездку на самом обычном дорожном или туристическом велосипеде. Развиваемая велосипедистом скорость будет зависеть от развиваемой им механической мощности, которая через коэффициент полезного действия (КПД) связана с метаболической мощностью.

Для начала рассмотрим езду по горизонтальной поверхности в отсутствие силы сопротивления воздуха, что справедливо при невысоких скоростях, доступных непрофессионалу. Чтобы ехать в таких условиях, достаточно преодолевать силу трения качения – в этом случае движение будет равномерным.

При движении по поверхности транспортного средства с колесами (величайшим изобретением человечества!) сила сопротивления движению пропорциональна весу тела, но этот коэффициент не постоянный, зависящий от материала соприкасающихся тел (сталь/лед, или сталь/бетон и т.п.), а переменный, зависящий от материала дороги и колеса, и, что самое интригующее – от радиуса колеса, его ширины, давления в шинах и даже от скорости. Сопротивление движению уменьшается при увеличении диаметра шины, при увеличении ее ширины, и при увеличении давления в шине.

Коэффициент пропорциональности между силой сопротивления движению и суммарным весом велосипедиста, велосипеда и груза, для дорожного велосипеда с пневматическими шинами равен порядка 0,02 при движении по бетону, 0,04 при движении по асфальту, и 0,08 при движении по дороге с грубым покрытием.

Устранить это сопротивление никакой самой совершенной смазкой колеса не удастся - вследствие деформации материала колеса и дороги колесо вминается в дорогу, в месте контакта образуются вмятина и бугор, и езда по ровной поверхности превращается в постоянное преодоление убегающего вперед бугорка, т.е. в езду «в гору». В качестве примера, при поездке по ровной асфальтовой дороге вы будете постоянно преодолевать подъем в 2%, т.е. 20 м на 1 км пути.

Затраты энергии велосипедиста при езде по хорошей дороге меньше затрат энергии на бег (1 ккал на каждый килограмм веса бегуна и 1 км преодоленного расстояния) и могут быть даже меньше затрат на ходьбу (вдвое меньше, чем на бег), оттого перемещение на велосипеде очень экономное.

Мы рекомендуем вам пользоваться, при скорости до 15 км/час, рассчитывать энерготраты исходя из значения 0,4 ккал/кг/км, а на более высокой скорости (до 35 км/ч, если она вам доступна) значением 0,6 ккал/кг/км. В это значение, как у нас принято при оценках энерготрат на физическую работу, не включена энергия основного обмена, которая расходуется вне зависимости от того, едете вы на велосипеде либо находитесь в полном бездействии.

Пример: Велосипедист весом 80 кг проезжает 12 км на невысокой скорости. Вес велосипеда 15 кг, груза 5 кг. Затраты энергии = 0,4*(80+15+5)*12 = 480 (ккал).

По другим видам тренировок пройдите по ссылке.