Конец 2019 года ознаменовался в России принятием ряда законопроектов, ставящих целью повышение степени локализации производимых автомобилей. Для этого предусмотрен старый как мир метод кнута и пряника.
Автопроизводитель, который будет ежегодно повышать количество местных комплектующих, согласно заданной схеме сможет избежать повышения утилизационного сбора. Тот же, кто не смог набрать нужное число баллов, понесет большую налоговую нагрузку.
Идея, в принципе, проста и понятна, а ее цель – увеличить роль расположенных на территории предприятий в автопроизводстве. Однако на практике сам факт озвучивания таких планов породил немало слухов об уходе ряда автопроизводителей из России. При этом саму такую вероятность подтвердил Министр промышленности и торговли Денис Мантуров.
После этого по сети начали гулять слухи, что компания Nissan заговорила об экономической нецелесообразности и вовсе подумывают закрыть свой завод в Петербурге. Однако при личном обращении журналистов в пресс-центр было дано опровержение. Хотя, вероятно, слухи выросли не на пустом месте.
Очевидно, что самый серьезный удар налоговой нагрузки понесут такие марки, как Subaru, Suzuki и Honda. Однако первым от нововведений «посыпался» достаточно успешный бренд BMW, который по итогу 2019 года на фоне общего падения российского рынка на 2.3% сумел увеличить свои продажи на 17%.
Так, в ходе пресс-конференции Штефан Тойхерт, являющийся президентом BMW Group Россия, заявил, что компания сворачивает проект строительства завода на территории РФ и прекращает переговоры с правительством. Причина, по словам Штефана – нововведения в законодательстве РФ и постоянная смена правил для автопроизводителей.
Переговоры о строительстве завода велись с середины 2018 года.
Однако это лишь верхушка айсберга. До нынешнего года сборка автомобилей BMW производилась на заводе «Автотор» в Калининграде. Очевидно, что речь о крупноузловой сборке с малой степенью локализации. Однако теперь предприятие «Автотор» подписало новый договор. Для продолжения сборки своих авто компания BMW тоже должна заключить новый договор. При этом, по информации autonews, в компании не исключают, что немецкий производитель может полностью уйти с российского рынка.
Подпишет ли компания новый договор и продолжит ли свою деятельность в РФ, станет известно в ближайшие несколько месяцев. Пока что Штефан Тойхерт отмечает, что в новых реалиях производство машин в России намного дороже, чем в других странах, работать становится невыгодно. При этом локализация автопроизводства сможет отбиваться только у автопроизводителей, реализующих в год более 100 тысяч автомобилей в год. Однако это объем всего премиального рынка страны.
Впрочем, вероятно, новое законодательство стало не единственной причиной ситуации с BMW. Суть в том, что в 2019 году в России был запущен завод Mercedes-Benz. Данная марка по итогу 2019 года является самой продаваемой в премиальном сегменте. О лоббировании места под солнцем остаётся только догадываться, но автор не исключает, что к не увенчавшимся успехом переговорам BMW и правительства мог приложить руку и конкурент. Но это только мысли вслух.
В целом, наиболее вероятными являются два варианта. Первый негативный – премиальный бренд перестает собирать машины на территории России, однако это не значит, что автомобили нельзя будет купить, они будут продаваться, как и ранее, однако это уже импорт с более внушительным ценником. Второй вариант – правительство и немецкая компания находят общий язык, и в России продолжается сборка немецких автомобилей с той или иной степенью локализации.