Недавно изучал реестр самолётов Ан-2, и внезапно наткнулся на очень нетипичное для данного самолёта фото - на нём всеми любимый "кукурузник" предстал с одним крылом! И он якобы эксплуатируется.
Казалось бы, ну что тут такого? Убрали одно крыло, ну летают самолёты с одним крылом (называется это, кстати, моноплан) и всё с ними нормально.. Однако если судить по фото, можно заметить, что двигатель у самолёта стоит стандартный.
О чем это говорит?
Тут нужно обратить внимание на тот факт, почему вообще самолёт Ан-2 имеет два крыла. Дело в том, что мощности двигателя АШ-62ИР недостаточно, чтобы позволить эксплуатировать самолёт с одним крылом экономно. Именно по причине большого расхода топлива при сильных нагрузках было принято решение об установке дополнительного крыла при проектировании самолёта.
У бипланов подъемная сила увеличивается вдвое, а следовательно улучшаются аэродинамические характеристики самолёта, позволяющие снять лишнюю нагрузку с двигателя.
Ан-2 может с легкостью взлететь с любой поверхности, при этом ему требуется короткий разбег.
А теперь возвращаемся к герою моей статьи
Убирать нижнее крыло, оставив при этом стандартный двигатель - крайней бессмысленно. Именно по этой причине я начал копать дальше. Для чего-то этот самолёт готовят! Возможно даже какой-то эксперимент..
И я оказался прав!
Ан-2 на фото имеет бортовой номер RA-40462. Наведя некоторые справки, я выяснил, что в настоящее время данный борт и вовсе не является самолётом Ан-2. Этот борт в 2015 переименовали в ТР-301, а следовательно - изменили его конструкцию.
ТР-301 получил новый, турбовинтовой чешский двигатель М-601 от L-410, а также винт V-508. С таким оснащением данной переделке действительно не нужно второе крыло. Именно поэтому наш Ан-2 превратился в моноплан.
Изначально данный проект создавался в качестве замены привычного Ан-2, однако существуют более успешные аналоги. Борт RA-40462 находится в Жуковском.
Какие существуют отличия от привычного Ан-2, помимо моноплана и двигателя?
Первым делом хочется отметить отсутствие второго штурвала. Место второго пилота превратилось в пассажирское, а многие приборы переоборудованы на современный лад (как вы можете заметить на фото - показания работы двигателя передаются на обычные китайские планшеты).
Забавный факт: большинство стандартных приборов и рычагов остались с Ан-2, штурвал тоже стандартный. Но вы никогда бы не подумали, что ТР-301 не только самолёт, но и жигули. Прямо по центру с двух сторон стоят дефлекторы печки от автомобиля ВАЗ-2107!)
Конструкторы нового самолёта заявили, что благодаря своей доработке они добились уменьшения веса самолёта почти на одну тонну (900 кг), вместо авиационного бензина в качестве топлива теперь используется авиационный керосин. Новый двигатель не создает сильных шумов и вибраций! Это сказывается на уровне комфорта для пассажиров и пилота.
Салон стал более комфортабельным, благодаря своей обивке и новым креслам. Уже не видно привычной тросовой проводки, которая лично у меня вызывала тревогу. Да я думаю и пассажирам было не особо приятно видеть движущиеся ролики с тросиками перед своими лицами.
По слухам, данный самолёт не пошел в серию из-за дороговизны и отсутствия в продаже двигателей. Их попросту не продают в Россию.