Международный аэропорт Шереметьево, самолетами занимаются десятки людей из сервисной службы: заправщики, уборщики, мойщики и так далее пока самолет стоит. Работой всех этих людей управляет диспетчер который, находится в башне контроля аэропорта Шереметьево.
Когда лайнер готов, он связывается с полётным диспетчером. Думаете это будет один специалист? Вы удивитесь! Движением самолета будет управлять не один, не два, а целых 20 диспетчеров! Не верите? Считайте вместе со мной!
Чтобы самолет смог отъехать от терминала, необходимо получить разрешение от диспетчера руления. Он находится на вышке контрольно-диспетчерского пункта - КДП. Откуда хорошо виден весь аэродром. Одновременно по летному полю могут двигаться десятки самолетов.
Диспетчер руления следит за тем чтобы они не мешали друг другу. Он знает, где в данную секунду находится каждый лайнер и со всеми поддерживает радиосвязь. Для этого у диспетчера руления, своя радиочастота, на которую настроены рации всех самолетов расположенных на территории аэропорта.
К примеру возьмем самолет с позывным Аэрофлот 315, от взлета до посадки, по маршруту Москва - Нью-Йорк. Чтобы пилоты понимали, что обращаются именно к ним, диспетчер сначала называет авиакомпанию, а затем номер рейса. Допустим наш самолет получил разрешение на предварительный старт. Это значит, что он может подъехать к взлетной полосе. На этом ответственность диспетчера руления заканчивается.
Однако прежде чем взлетать нужно дать приземлиться садящимся самолетам. За приземление отвечают диспетчеры посадки. Каждый пассажирский самолет заходит на посадку по прямой, плавной траектории которая называется - "Глиссада". Она начинается за 10-15 километров до взлетно-посадочной полосы.
На летном поле установленные посадочные локаторы информации с них поступает на экран диспетчера. Движущаяся точка это самолет. Линии сверху и снизу, границы безопасного коридора, по которому должен снижаться лайнер.
Пилоты заходящие на посадку: Шереметьево посадка, день добрый, Аэрофлот 848, на прямой 07 правая. Диспетчер: Аэрофлот 848, Шереметьево посадка, добрый день, удаление 5.5 км, левее курса 300 метров, продолжайте заход 07 правая.
Напомню, что наш самолет подъехал к краю взлетно-посадочной полосы, но чтобы выехать на нее, нужно получить разрешение у диспетчера старта. Именно он, открывает полосу для взлетов и посадок очистив ее перед этим от спецтехники. В зависимости от направления ветра диспетчер старта может занимать рабочие места в двух противоположных командных пунктах.
Чтобы выехать на стартовую позицию, командир запрашивает разрешение на исполнительный старт. Перед тем как разрешить взлет, диспетчер обязательно должен уточнить для экипажа погодные условия.
Диспетчер: -"Аэрофлот 315, ветер 150 градусов, 4 метра в секунду, взлет 25 левая разрешаю, после взлета работайте на частоте 118,1".
Теперь экипажу необходимо перенастроить рацию на чистоту следующего диспетчера. Взлет самый ответственный этап, поэтому пока самолет не наберет минимально безопасную высоту в 200 метров, никто не должен отвлекать пилотов, а в это время все радиопереговоры запрещены.
Как только самолет покидает Шереметьево и набирает высоту в 200 метров, аэродромный диспетчер передает контроль над ним в единый московский центр автоматизированного управления воздушным движением. Отсюда управляют практически всеми самолётами над центральным регионом России.
Что бы диспетчеры знали что происходит в небе над территорией всей центральной России, есть 10 радиолокационных станций. На каждый по два локатора. Один определяет положение самолетов в пространстве, а второй фиксирует их полетные данные. В результате на мониторе хорошо видно где находятся и какие самолеты. Данные со всех локационных пунктов стекаются и обрабатываются в Московском центре. Здесь авиадиспетчеры видят не просто самолет на экране, но знают номер его рейса, пункт назначения и все полетные данные.
Эстафету принимает диспетчер круга. Наши пилоты докладывают: "Аэрофлот 315 Взлет произвел!" Диспетчер: "Аэрофлот 315, Доброе утро, набираете 1500, по схеме на BELAG.
Диспетчер круга управляет самолётами в зоне взлета и посадки аэродрома Шереметьево. Это одна из самых загруженных зон, диспетчер должен максимально быстро вывести из нее самолет, и передать диспетчеру подхода.
Пилоты: "Аэрофлот 315 Подходим к 1500" Диспетчер: "Аэрофлот 315, понял, подходите к 1500, набирайте 1800, работайте с Москвой подход на частоте 122.7".
На чистоте 122 и 7, работает диспетчер "подхода", он отвечает за самолеты которые движутся в Московской воздушной зоне по коридорам, подлетают, или покидают Москву.
Диспетчер: "Аэрофлот 315 Москва Подход, доброе утро! Набирайте 10600 на BELAG, занятие доложить. Пилоты: "Аэрофлот 315 - Понял, занимаем 10600 метров.
Следующий диспетчер, уже шестой по счету управляет движением по воздушным трассам. Чтобы по 1 воздушной трассе могло двигаться множество самолетов, каждому нужно задать высоту или как говорят в авиации - "Задать эшелон". Цель диспетчера выстроить самолеты по эшелонам, так чтобы они двигались по ним друг за другом на безопасном расстоянии не менее 30 километров на одной высоте.
Пилоты - "Аэрофлот 315 заняли 10600, выходим из зоны. Далее работа по направлению. Диспетчер: "Аэрофлот 315 далее работайте Великие Луки контроль 131,3 счастливого пути!
Наш самолет покидает московскую зону и переходит под управление центра в Великих Луках. Это уже 7 за полет беспечен, дальше будет Рига, 8 диспетчер, Стокгольм 9, Осло 10, Стормвей 11.
При подлёте к океану пилоты не просто информируют диспетчера, а запрашивают у него разрешение на полет над океаном. Сначала ведет диспетчер в Рейкьявике 12, а затем передает управление диспетчеру в Кондоре 13.
Дальше будет Монреаль 14, потом бостон 15, а при подлёте к Нью-Йорку картина взлета повторяется с точностью до наоборот. Сначала будет диспетчер контроля, затем подхода, затем круга и посадки 19.
А где же 20? Мы забыли про диспетчера руления, ведь это ему еще предстоит подвести самолет к теле трапу - 20. Пишите, что вы думаете, понравилась статья или нет, задавайте вопросы.
Теперь мы с вами понимаем, что благоприятная посадка зависит не только от пилота, но и от диспетчера. Буду очень благодарен за большой палец вверх! Это очень важно для развития канала.
Заранее огромное спасибо! Так же вы можете подписаться на мой паблик в ВКонтакте
Так же вам возможно будет интересно:
Почему самолеты летают так высоко?
Сколько спят пилоты? Где и как? Отвечает командир самолета Кочемасов Алексей