Найти тему

Трансформация военного М-72 в гоночный мотоцикл М-52С!

М-52С из коллекции "Мотомир Вячеслава Шеянова"
М-52С из коллекции "Мотомир Вячеслава Шеянова"

В начале 50-х годов ЦКБ мотоциклостроения в Серпухове получил задание провести проектно-исследовательские работы с целью создания двух типов дорожных мотоциклов с оппозитными двигателями рабочим объёмом 500 куб. см, унифицированных с выпускавшимися тогда серийно мотоциклами М-72.

М-52С из коллекции "Мотомир Вячеслава Шеянова"
М-52С из коллекции "Мотомир Вячеслава Шеянова"

К работе привлекли и два мотозавода, делавшие М-72 – ирбитский и киевский. Причем на ИМЗ было решено запустить в производство «пятисотку», максимально унифицированную с М-72, а на КМЗ – абсолютно новую машину.

М-72 из коллекции "Мотомир Вячеслава Шеянова"
М-72 из коллекции "Мотомир Вячеслава Шеянова"

В 1954 году на ИМЗ построили первый опытный М-52 с мотором, спроектированным в ЦКБ. Об особенностях этого нового верхнеклапанного двигателя было изложено в отчете ЦКБ.

 М-52С из коллекции "Мотомир Вячеслава Шеянова"
М-52С из коллекции "Мотомир Вячеслава Шеянова"

Из отчета ЦКБ:

Двигатель выполнен на базе максимального использования деталей двигателя М-72, так, например, применен серийный картер с небольшими изменениями на последних операциях обработки. Диаметры шеек коленчатого вала, поршневого пальца и ролики с сепараторами остаются унифицированными с соответствующими деталями двигателя М-72. Штанговый механизм газораспределения заимствован из многократно апробированных конструкций и почти полностью схож с конструкцией, примененной на последней модели дорожного мотоцикла BMW R-51/3, в то же время он обладает некоторыми технологическими преимуществами в условиях производства ИМЗ. Цилиндры отлиты из алюминиевого сплава и имеют запрессованные чугунные гильзы…
М-52С из коллекции "Мотомир Вячеслава Шеянова"
М-52С из коллекции "Мотомир Вячеслава Шеянова"

В 1957 году началось производство спортивной модификации М-52 – М-52С для шоссейно-кольцевых гонок. В основе своей это была ходовая часть последней модификации М-77, снабженная передней вилкой со смещенной вперед колесной осью от М-52.

М-52С из коллекции "Мотомир Вячеслава Шеянова"
М-52С из коллекции "Мотомир Вячеслава Шеянова"

Двигатель был спортивной модификацией серийного М-52. Новый мотоцикл уральского завода по скоростным данным ничем не уступал легендарному BMW R37, который считался одним из лучших в мире в 30-е и послевоенные годы.

BMW R37 [источник фото: www.bmwmanuals.com]
BMW R37 [источник фото: www.bmwmanuals.com]

Двигатель М-52С мотоцикла имел оригинальную клапанную крышку с тремя продольными ребрами. Благодаря повышению степени сжатия до 9,0 и двум карбюраторам мощность мотора возросла до 35 л.с. при 6200 об/мин, что позволило машине развивать скорость до 160 км/ч.

М-52С из коллекции "Мотомир Вячеслава Шеянова"
М-52С из коллекции "Мотомир Вячеслава Шеянова"

Помимо технических модификаций, подобная скорость достигалась за счет использования топлива с более высоким октановым числом.

М-52С из коллекции "Мотомир Вячеслава Шеянова"
М-52С из коллекции "Мотомир Вячеслава Шеянова"

В период с 1957 по 1961 годы было выпущено 20 единиц М-52С, каждый из которых собирался вручную.

Интересное в "МотоМире"

• Как звёзды отечественного ледового спидвея спасали блокадный Ленинград

• Ещё одна модель, попавшая в копилку Вермахта

• "Днепр" К-650: история о втором рождении мотоцикла с коляской из 60-х годов.

Дорогие друзья, ставьте лайк, подписывайтесь и делитесь нашими публикациями в социальных сетях — это поможет нам в развитии канала и создании новых интересных статей!

Спасибо за внимание!

Авто
268,3 тыс интересуются