Моторные масла можно разделить на три группы по типам двигателей, для которого они предназначены:
- Для бензиновых двигателей
- Для дизельных двигателей
- Универсальные
Чем они так уж принципиально отличаются и что случится, если залить в бензиновый двигатель масло для дизельного и наоборот?
Давайте разбираться. Оба типа моторов, конечно, работают по схожему принципу. Однако горючее для них (бензин и дизельное топливо) существенно отличается по своему составу и характеристикам.
В дизельном двигателе окисление моторного масла происходит гораздо быстрее. Кроме того - повышенная склонность к нагарообразованию и коксованию. Чтобы противодействовать всему этому и сохранять двигатель в рабочем состоянии масло должно иметь пакет присадок, препятствующих окислению и повышающих активные моющие свойства. Так, например, японские масла для дизельных двигателей Castle 10W-30 CF-4, Castle 5W-30 DL-1 и Castle 10W-30 DH-2 - все они в своих характеристиках непременно обладают сильным моющим эффектом, чтобы защищать детали двигателя и способствовать продлению срока его службы.
В маслах для бензиновых ДВС нет необходимости в таком количестве моющих компонентов и присадках, повышающих щелочное число – они гораздо меньше подвержены окислению, а топливный заряд в них сгорает без особого выделения сажи. Зато обороты у бензинового двигателя отличаются. Поэтому моторное масло должно обеспечить стабильную вязкость даже при сильных оборотах, чтобы надёжно защитить детали от трения. Так, в характеристиках масел для бензиновых двигателей Castle 0W-20 SN GF-5 и Castle 5W-20 SN GF-5 особо подчеркиваются их высокий уровень защиты от износа. Ведь, это одна из важнейших характеристик масла для бензиновых двигателей.
А что с универсальными маслами? Большинство производителей предлагают масла, которые можно использовать как для дизельных, так и для бензиновых моторов. Как, например, Castle 5W-30 SN/CF GF-5, которое эффективно защищает детали двигателя, образуя устойчивую масляную пленку, и при этом обладает моющими свойствами. Универсальность такого масла достигается благодаря особому пакету присадок, который позволяет обеспечить необходимые свойства при условии работы как на бензине, так и на дизельном топливе. Другими словами, универсальное масло моет двигатель, устойчиво к окислению и обеспечивает защиту двигателя даже на высоких оборотах. Это особенно удобно, если у вас, скажем, есть смешанный автопарк из бензиновых и дизельных авто. Однако, масло для моторов одного типа буде превосходить по некоторым характеристикам универсальное – это необходимо учитывать, если автомобиль эксплуатируется в сложных условиях.
Итого, какие выводы?
- Использовать масло для бензинового двигателя в дизельном настоятельно не рекомендуем – оно не обладает такими высокими моющими характеристиками и недостаточно противостоит окислению для таких условий. Как следствие, можно получить поломку двигателя.
- Использовать дизельное масло для бензинового двигателя тоже не стоит – оно не гарантирует полной защиты деталей ДВС от трения, особенно на высоких оборотах, так как не учитывает особенностей работы бензинового двигателя.
- Универсальные масла учитывают особенности обоих типов двигателя.
Смешивать масла (или доливать одно в другое) тоже не стоит. Поскольку все типы масел имеют в своем составе тот или иной пакет присадок, риск различных химических реакций при их смешивании слишком высок.
Используйте только проверенное качественное моторное масло!