Найти тему
Мой интеллект

Линейное и нелинейное мышление. А зачем нужны?

Оглавление

Продолжим тему мышления. В предыдущих статьях я рассказал о базовых видах мышления – системном, технологическом и эволюционном; а также об абстрактном и конкретном; конвергентном и дивергентном.

Сегодня – о линейном и нелинейном.

Сам термин говорит об их сути:

– линейное – мыслим линейно, последовательно, логично, регламентировано, шаблонно, используя факты …;

– нелинейное – мыслим выборочно, алогично, перескакивая через «звенья мыслецепочки», меняя «точку зрения», переходя в другие темы, интуитивно угадывая информацию…

Скажете: «Вот удивил! Да большинство людей «не дружат» с логикой и мысли у них «скачут как блохи». Значит у них нелинейное мышление?!».

Отвечаю: «Фигушки! Речь идет об интеллекте, а это значит, что человек умеет управлять своим мышлением, осознанно переходить от одного вида мышления к другому».

А вот еще одни вопрос, который может возникнуть: «А почему нужно нелинейное мышление?».

По-моему, есть несколько причин:

1. Есть системы линейные – требуют линейного мышления, а есть и нелинейные – требуют нелинейного. Например, в технике большинство (но, далеко не все!) – это линейные системы: машины, оборудование, программные средства … Внимание – здесь отвлечемся от чистой математики с ее линейными (сложение, умножение, прямая линия) и нелинейными (степень, синус-косинус, непрямая линия) уравнениями! Поведение линейных систем достаточно предсказуемо – условно говоря, мы знаем, что при изменении входного сигнала на столько-то выходной изменится, соответственно, на столько-то, при изменении одного параметра системы изменятся такие-то другие и вот таким-то образом. А вот в нелинейной – нет такого! Там могут срабатывать какие-то случайные факторы, иметь место пороговые значения, малые силы вызывать большие изменения, проявлять себя обратная связь… Да и сама структура системы может быть такой, что ее поведение непредсказуемо. Ну, например, на гладкую поверхность положим металлический шарик и какую-нибудь студенистую «бяку». Шарик толкнем – он покатится в направлении вектора силы. Насчет движения студня однозначно не скажешь.

Нелинейность возрастет при:

– увеличении сложности самой системы, а также над-системы и со-систем;

– несовершенстве конструкции системы и при ее износе – старый автомобиль ведет себя совсем не так как новый и к нему надо приспособиться, а еще лучше – полюбить, что я и делаю.

2. Социально-экономические системы в принципе нелинейны – а это наша жизнь! Мы постоянно живем в этой турбулентности и неопределенности, во множестве рисков. Мыслить линейно – это, в большинстве случаев, делать себе «медвежью услугу». Очень много субъективизма, элементарной глупости, проявлений бескультурья (непорядочность, корыстолюбие, ложь, вражда …)… Сама суть рыночной экономики с ее стихийностью, свободой поведения, конкуренцией, частнособственническим интересами – это Очень Большая Нелинейность! А тут еще «снежный ком», обрушивающейся на нас информации, множество разнообразных, касающихся всех сфер нашей жизни (зачастую, неотработанных и рисковых) инноваций! Я уж не говорю о политике и религии – они, явно, не облегчают нашу жизнь, а привносят дополнительные беды, да риски.

Нелинейное мышление жизненно необходимо!

3. Рутинную деятельность, основанную на линейном мышлении, отбирают у нас роботы и системы искусственного интеллекта. А для творческой деятельности, сами понимаете, необходимо творческое мышление, то бишь, нелинейное.

4. А тут еще структура нашего мозга:

– левое полушарие – рационально-логическое, как основа линейного мышления;

– правое – образное – основа нелинейного.

Так что, изо всех сил, развивайте нелинейное мышление!

http://dva5508.wixsite.com/intellect

Мои книги на тему интеллекта:

1. «Интеллектуальный капитал: содержание и формирование. Мини-пособие» https://www.litres.ru/vladimir-aleksandrovich-dresvyannikov/intellektualnyy-kapital-soderzhanie-i-formirovanie-mini-posobie/

2. «Интеллект и информация: назначение, содержание, работа» https://www.litres.ru/vladimir-aleksandrov/intellekt-i-informaciya-naznachenie-soderzhanie-rabot/

3. «Развивай интеллект восприятия! Твой помощник по совершенствованию» https://www.litres.ru/vladimir-dresvyannik/razvivay-intellekt-vospriyatiya-tvoy-pomoschnik-po-so/

4. «Развивай эмоциональный интеллект: наша жизнь – это эмоции! Расскажу, что и как» https://www.litres.ru/vladimir-aleksandrov/razvivay-emocionalnyy-intellekt-nasha-zhizn-eto-emoci/

5. «Креативный интеллект (о творчестве и креативности)»

https://ridero.ru/books/kreativnyi_intellekt/

ПРОЧТУ ЛЕКЦИИ В КАЗАНИ:

1. «ИНТЕЛЛЕКТ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, НАЗНАЧЕНИЕ»

2. «ИНТЕЛЛЕКТ ВОСПРИЯТИЯ: СТРУКТУРА, ПРОЦЕСС, РАЗВИТИЕ»

3. «МЫШЛЕНИЕ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, СВОЙСТВА, МЕТОДЫ»

4. «МНОГОФАКТОРНАЯ СТРУКТУРА ИНТЕЛЛЕКТА. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ»

5. "ТВОРЧЕСТВО И КРЕАТИВНОСТЬ"