Штопор в авиации, по умному:
неуправляемое движение самолёта на закритических углах атаки. При этом самолёт переходит на режим авторотации. Штопору предшествует потеря скорости и сваливание. В ряде случаев предштопорное состояние самолёта характеризуется предупредительной тряской.
По простому - самолет летит слишком медленно, подьемной силы не хватает и аппарат как перышко, медленно вращаясь, приближается к твердой земле.
Есть и классификация "штопров":
- нормальный / перевёрнутый (на себя примерять не будем, но - вверх головой и вверх ногами);
- крутой (почти пике), плоский (малый угол наклона) и что то среднее - пологий;
- само собой направление вращения - левый / правый - против часовой стрелки или "по";
Кому первому "посчастливилось" испытать штопор, доподлинно неизвестно, но упоминается что в 1911 году поручик Краховецкий на самолете Фарман-4 вошел в штопор - самолет разбит "вдребезги", летчик отделался царапинами и сильным испугом. Случаев становилось все больше, но сильно никто не переживал - скорость самолетов тогда была около 60 км/ч и кроме разбитого самолета и полного непонимания отчего вдруг самолет теряет управляемость и начинает, вращаясь, падать - других проблем не было. С появлением более быстрых самолетов (аж целых 90 км/ч) переход самолета в штопор заканчивался более трагически - летчики стали гибнуть.
Первым русским летчиком, разгадавшим тайну штопора стал Константин Арцеулов - в тем времена летчиков учили, что если нос самолета направлен к земле то ручку управления надо тянуть "на себя", что в штопоре только ухудшало ситуацию. Арцеулов, по своей теории был уверен - при возникновении штопора ручку нужно отклонять "от себя". Более того, при крене самолета предписывалось рычаг управления отклонять в сторону противоположную крену, а вот при штопоре наоборот, вопреки всем наработанным инстинктам - в направлении штопора.
И Константин Константинович Арцеулов решился на личный эксперимент, вот его воспоминания:
«Самолет легко поднимается, я набрал около двух тысяч метров высоты. Сделал вираж, такой круг, чтобы еще раз вспомнить все свои приемы, которые, я предполагал, выведут самолет из штопора. Потом сбавил газ... задрал самолет, выключил мотор — самолет закачался и достаточно было немножко тронуть одной ногой, как он свалился на левое крыло, и завертелся в штопоре. Все предметы на земле сливаются в опрокинутый конус, у вершины которого мелькает здание школы. На ручке управления исчезло чувство опоры. Конечно, впечатление, первый раз попав в штопор, было не особо приятное. И поэтому, как только я убедился, что это действительно штопор, я сейчас же применил предложенные приемы, чтобы вывести самолет: ручку отдал «от себя» и сильно дал ногу по вращению штопора. И почувствовал, на рулях появилось давление воздуха, — самолет я остановил»
На следующий же день летчик подал начальству школы рапорт, в котором предлагал ввести штопор как одну из фигур высшего пилотажа в программу истребительного отделения...Поко
Коллега Арцеулова, британец Уилфред Парк, в 2012 году на высоте 200 метров, из за ошибки пилотирования вошел в штопор, после чего пытаясь погасить продольную перегрузку, отклонил руль направления в сторону противоположную штопору и вышел из него на высоте всего 15 метров.
В современной авиации, в том числе на гражданских самолетах штопор остается смертельно опасным - силовые элементы авиалайнеров просто не в состоянии выдержать нагрузки, которые испытывает самолет в штопоре.
Итак, обобщенный принцип выхода из штопора: остановить вращение, увеличить скорость, переведя аппарат в нормальный полёт со снижением и набором скорости. Все просто!
Ну а в современном мире, лучший выход из штопора - это не входить в него, касается не только авиации.
О спутниковой связи, мобильной и столь необходимой на земле и в небе - тут.
Всем удачи и мирного неба!