Найти тему
Автомобиль мечты

Почему у машинистов водительское место справа, а у водителей авто слева.

На железной дороге есть интересная традиция по расположению рабочего места машиниста. Ориентация его почти всегда противоположна водительскому месту в кабине автомобиля в этой стране. Например, в Англии, Японии, Ирландии - машинист сидит слева по ходу движения, водитель автомобиля - справа, и наоборот, в США, России и большинстве стран Европы - водительское место в автомобиле слева, а рабочее место машиниста - справа

Кабина поезда в России, водительское место машиниста справа.
Кабина поезда в России, водительское место машиниста справа.

Эта традиция пошла со времен паровой тяги, когда классический паровоз с огромным котлом спереди, почти полностью закрывал обзор машинисту с противоположной стороны. То есть, если водитель сидит слева, то не видит того, что происходит справа и наоборот, а поскольку железнодорожные светофоры располагаются с внешней стороны путей (то есть при классическом правостороннем движении - справа), то и машиниста стали располагать с соответствующей стороны.

На современном дизельном или электрическом подвижном составе нет загораживающего обзор котла, да и в кабина оборудована всяческими дополнительными системами безопасности (показания светофоров дублируются на специальный монитор, локомотив автоматически тормозит при проезде на запрещающий сигнал и т.д.) и теоретически рабочее место машиниста может располагаться с любой стороны, но тем не менее традиция размещать машиниста ближе к светофорам поддерживается.

Машинист в кабине "Ласточки"
Машинист в кабине "Ласточки"

Это делается, чтоб не закрепленный и внезапно оторвавшийся груз со встречного поезда при скрещении, не зацепил машиниста. Это может быть даже не массивный груз, а проста щебенка, которая при хорошей скорости и соответствующем направлении поворота может разбить лобовое стекло. Помощник машиниста (рабочее место которого слева) при приближении встречного поезда должен вставать со своего места и подходить к машинисту.

Хотя, чаще всего, опытные помощники не подходят к машинисту, а просто выходят из кабины, а сам машинист может пригнуться под пульт.

ЗЫ. Пара слов про исключения:

  • Не во всех странах действует правило: авто леворулька - место машиниста справа. Например, в Армении, место и машиниста, и водителя авто располагается слева, а в Австралии - наоборот, место и водителя и машиниста - справа.
  • Если говорить о поездах в метро, то здесь место машиниста располагается вообще в центре;

А Вы знали про эту традицию?

Буду благодарен за Ваш лайк и/или подписку. Спасибо!