Найти тему
Classic Garage

История турбонаддува

Оглавление

Доброго дня, друзья. Сегодня мы с Вами поговорим про такое явление в автоиндустрии как турбонаддув, а если конкретнее - про его историю.

Готлиб Даймлер
Готлиб Даймлер
Рудольф Дизель
Рудольф Дизель

Вообще, подобными идеями еще были озадачены Рудольф Дизель и Готлиб Даймлер примерно в 1890-х годах.

-3

Но воплотить турбонаддув в жизнь удалось швейцарцу Альфреду Бюши 16 ноября 1905 года (кому интересно - патентный номер 204630). Сама по себе конструкция звучит просто: выхлопные газы автомобиля использовались турбиной, но, в то же время, кинетическая энергия была необходима для работы компрессора (сжимать воздух). Иначе говоря, выхлопные газы вылетают на крыльчатку турбины и соответственно раскручивает и турбину, и компрессор (оба находятся на одном валу). Это достаточно примитивная схема работы турбонаддува, но, если Вам это интересно ознакомиться более подробно - рекомендуем прочитать соответствующие статьи.

Packard Lepere LUSAC 11
Packard Lepere LUSAC 11

Несмотря на факт изобретения подобного способа увеличения мощности Альфредом Бюши, первое применение относится к 1920 году, когда ДВС самолета Lepere оснастили турбиной. Подобное решение позволило самолету подняться на рекордную высоту - 10 км. Массово устанавливать турбин на самолеты начали в 1930-х годах с целью увеличения максимальной высоты, компенсируя низкое атмосферное давление на высоте.

Danzig
Danzig

Чуть ранее, примерно в 1923 году, турбодизели начали появляться на пассажирских судах Danzig, увеличив тем самым мощность с 1700 до 2500 л.с.

Турбина Garrett
Турбина Garrett

До 1950-х годов двигатели с турбонагнетателями использовались на ж/д локомотивах, в промышленности. Но революционным стал момент, когда компания Garrett начала разработку турбины для тракторов. Испытания прошли более чем хорошо - 1800 часов работы без остановки. После этого американский Caterpillar заказал более 5 тыс. турбин и после этого Garrett стал мировым лидером по производству турбонагнетателей.

Chevrolet Corvair Monza
Chevrolet Corvair Monza

После подобного успеха, постепенно с турбинами начали экспериментировать и автопроизводители - Chevrolet Corvair Monza и Oldsmobile Jetfire 1962 года.

Oldsmobile Jetfire 1962 года
Oldsmobile Jetfire 1962 года

Но американские двигатели не обладали той надежностью и постоянно выходили из строя. Как итог, весь "мозговой штурм" перебрался в Европу:

 BMW-2002
BMW-2002

в 1969 году мир увидел BMW-2002 c 280 л.с., объемом 2 литра.

911CanAm
911CanAm

В ответ, Porsche представили 911Turbo и 911CanAm с двигателем 1200 л.с.

Saab 99 Turbo
Saab 99 Turbo

В 1977 турбо дошло до Швеции - Saab 99 Turbo. Но наиболее интересна история появления турбонаддува в США (но на легковых автомобилях). Думаю, Вы знаете, что в конце 1970-го года остро встал вопрос о возможном топливном кризисе, что заставило автопроизводителей продумать экономичные, но мощные двигатели. Но в приоритете были надежные японские турбины Mitsubishi или Hitachi.

Спасибо за прочтение.

Очень интересно услышат Ваше мнение - пишите в комментариях, ставьте лайки и подписывайтесь на наш канал!

Не забываем про наши другие статьи

Зачем автомобилю "плавники"?

Памятка для водителей прямо из 1922 года

Таблица цвета кузова для разных поколений ВАЗ

Авто
5,66 млн интересуются