Кассовое фиаско в прокате «Звездного десанта» - один из самых обидных провалов в истории кино. Фантастический боевик Пола Верховена многие смогли оценить по достоинству уже после выхода его на носителях.
Первоначально лента должна была быть не таким фильмом, каким стала в итоге. Сценарист «Робокопа» Эдвард Ноймайер садился писать оригинальный сценарий, который назывался Bug Hunt at Outpost Nine («Охота на жуков на Форпосте Девять»).
В девяностые годы различные фантастические сюжеты были очень популярны в Голливуде и новым дорогостоящим фильмом, который разрабатывала студия TriStar интересовались многие режиссеры. Интерес к проекту проявлял даже Джеймс Кэмерон («Терминатор», «Титаник»).
Когда Ноймайер закончил первую часть сценария и представил её для ознакомления студийным боссам, кто-то вспомнил один из романов писателя Роберта Хайнлайна, на который скрипт Ноймайера был отдаленно похож.
После сравнения работы Ноймайера с романом Хайнлайна студия приняла решение купить права на экранизацию, ибо из романа можно было почерпнуть несколько любопытных идей и после премьеры точно никому не пришло бы в голову подать на студию в суд. Так скрипт к оригинальному фильму «Охота на жуков на Форпосте Девять», превратилась в экранизацию романа Роберта Хайнлайна «Звездный десант».
В этот момент постановкой заинтересовался режиссер Пол Верховен, который только что пережил болезненный провал «Шоугерлз» и нуждался в каком-нибудь большом хите. Попробовав почитать кингу Хайнлайна, Верховен остался очень разочарован. Позже он расскажет, что роман был скучен, туп и доверху набит пропагандой милитаризма, что ему категорически не понравилось.
Пообщавшись со сценаристом Эдвардом Ноймайером, с которым они неплохо сработались на «Робокопе», Верховен убедил автора сильно переработать имевшийся скрипт, чтобы добавить в него иронии и избавиться от чрезмерного восхваления милитаризма. После чего переработанный скрипт и ушел в работу.
Большая часть съемок фильма прошла в студийных павильонах и в штате Вайоминг. Наибольшие проблемы у съемочной группы вызвали съемки в Национальном парке Badlands. Очень многие граждане, работавшие над фильмом, получили солнечные удары. Воду на площадку приходилось доставлять рефрижераторами.
Из-за невыносимой жары авторам даже пришлось изменить вид пехотинцев во многих сценах. Предполагалось, что актеры во всех сценах будут в стандартной амуниции, но из-за того, что кто-то постоянно от жары падал на площадке в обморок, для части сцен актерам разрешили заменить военную одежду обычными черными майками.
На тестовых просмотрах у «Звездного десанта» все было неплохо. Поэтому на пост-продакшене лента не пострадала от ножниц. Лишь несколько эпизодов пришлось сократить из-за рейтинговой комиссии MPAA, которая грозилась выдать «Звездному десанту» максимальный NС-17. После небольших правок картине выдали желанный R.
Провал был неожиданным и очень болезненным, ибо подобного никто не ожидал. Лента стартовала в американском прокате с первого места, но уже со следующей недели очень быстро посыпалась.
Теорий по какой причине это произошло много. Часть граждан, в том числе Пол Верховен, обвиняет во всем критиков утверждая, что они создали неблагоприятный фон своими уничижительными рецензиями.
Самое забавное, что в этих рецензиях многие критики как раз-таки ругали «Звездный десант» за пропаганду милитаризма и фашизма. Позже профессионалам пера и бумаги объяснили, что все немного иначе и они подправили рецензии, из-за чего нынешние оценки «Звездного десанта» уже не такие ужасные, как во время его кинотеатрального проката.
Каспер Ван Дьен, сыгравший главную роль в фильме, к примеру, основную вину возлагает на взрослый рейтинг фильма. Вроде того, что жуков как угодно можно бы было крошить и в подростковом PG-13 и если бы лента попрощалась с прочими атрибутами R-рейтинга, то сборы были бы раза в два больше и провала, возможно, удалось бы избежать.
Еще один нюанс – это как раз Каспер Ван Дьен и прочие актеры. Многие считают, что фильму была необходима звезда, которая бы продала картину массам, которые попросту проигнорировали ленту. В девяностых известное лицо на обложке значило гораздо больше, чем сейчас и если бы авторы взяли того же Киану Ривза, с которым на ранних этапах разработки студия общалась о роли, может быть все сложилось бы иначе.
С актерами, кстати, идея именно Пола Верховена. Он хотел взять на роли малоизвестных и очень молодых ребят, чтобы они выглядели адекватно в своих ролях и следовали книге и сценарию.
«Звездный десант» обошелся в 105 миллионов долларов. Без учета маркетинговых затрат. В кинотеатрах лента освоила всего 122 миллиона долларов. Для номинальной окупаемости фильму необходимы были как минимум 210 миллионов, которые тоже не отбили бы рекламных затрат, но все же предполагавшееся продолжение могло получить какие-нибудь шансы на производство.
По только-только начинавшему свою карьеру Ван Дьену провал нанес сокрушительный удар. После «Звездного десанта» паренек смог кое-как пролезть на роль второго плана в фильм «Сонная лощина», а после и вовсе утонул в фильмах категории Б.
В наши дни с такими сочными кадрами и возможностями рекламной поддержки, «Звездный десант» мог бы собрать больше даже с неизвестными гражданами на главных ролях. Жаль, что изменить уже ничего нельзя.
Stay Tuned!
Запланированные продолжения хитов, которые так и не вышли