После первых поражений во Второй мировой, которая для США проходила главный образом на тихоокеанском фронте, до американских военных дошло, что им позарез нужен стратегический бомбардировщик дальнего радиуса действия. Необходимость подобного самолета сформировала техническое задание, из которого получился шестимоторный монстр Convair B-36. Однако, когда работы над тяжелым стратегом были уже близки к завершению выяснилось, что применение бомбардировщика совершенно не вписывается в концепцию применения такой авиации в условиях войны.
В чем была загвоздка, спросите?
Американцы не подумали об истребителях сопровождения для самолета с радиусом действия около 9000 километров. Нафаршированный бомбами B-36 в случае боевого вылета был куском жирного мяса для перехватчиков противника, ведь боевых машин способных прикрывать махину на пути от Америки, например до Европы, не было.
При этом и создать полноценный истребитель с аналогичным радиусом действия американцы не могли, ведь самолет с таким запасом хода получался слишком тяжелым, а стало быть, беззащитным. Кроме того, нельзя было сбрасывать со счетов и фактор усталости летчика, который пролетев 6-8 часов вместе со стратегом, был уже не так свеж, что в воздушном бою обрекало на поражение.
Представители ВВС Америки пришли к выводу, что проблему сопровождения B-36 нужно решать нестандартным образом.
В декабре 1942 года ВВС США объявило конкурс под названием «Проект МХ-472» по итогам которого к осени 1944 был выбран единственный, мало-мальски приемлемый проект молодой компании «МакДоннелл», которую в те времена в узких кругах называли «Смелый маленький Мак».
Суть предложения «МакДоннелла» сводилась к созданию «паразитического» истребителя, который большую часть полета бомбардировщика B-36 находился бы на его борту, но при необходимости выпускался бы наружу.
- Как? – изумитесь вы. – Полноценный самолет внутри другого, да еще и в 40-е годы?
Да, полноценный. С двигателем «Вестингауз» J-34WE-22, двумя крыльями, четырьмя крупнокалиберными пулеметами и американцем внутри. Запускаться (как и приниматься на борт) истребитель должен был с помощью специальной трапеции сложной конструкции, а сама процедура по расчетам конструкторов должна была занимать не более полутора минут.
Фюзеляж нового самолета представлял собой цельнометаллический монококк из алюминиевых сплавов длиной 4,32 метра, шириной 1,27 метра и высотой 2 метра. Крылья были стреловидные, низкорасположенные, сверхтонкие и складывающиеся, а запас топлива (435 литров) предполагал 20 минут полета на максимальной мощности и 32 минуты в крейсерском режиме.
Первый и на тот момент деревянный макет истребителя, получившего официальное наименование ХР-85 (с июня 1948 года - XF) "Гоблин" (прозванный, кстати, "летающее яйцо"), и подвесная трапеция для него были продемонстрированы представителям заказчика 2 июня 1946 года. 8 июня ВВС заказали два прототипа самолета и один планер для статических испытаний.
Ажиотаж вокруг нового самолета фирмы «МакДоннелл» у военных был диким, и было дано указание все последующие бомбардировщики B-36 комплектовать трапециями для «Гоблина». Кроме того, десять процентов будущих бомбардировщиков планировали выпускать в виде «чистых» авианосцев, дабы на каждом можно было бы разместить три-четыре летающих «паразита».
Первый полет "Гоблина" состоялся 23 августа 1948 года. Отцепка была произведена на высоте 6100 м при скорости около 320 км/ч. Тогда же при первом полете проявились главные проблемы истребителя, а именно стыковка с «базой». Две попытки летчика пилотировавшего «Гоблин» причалить к трапеции бомбардировщика оказались неудачными и самолет, с практически выработанным запасом топлива был вынужден садиться в пустыне.
При последующих испытаниях стала очевидной и сложность управления этим самолетом, который оказался слишком «капризным» для летчиков среднего уровня.
Впрочем, по летно-техническим характеристикам «Гоблин» был хорош и превосходил практически любой американский истребитель своего времени. Главным его достоинством была высокая тяговооруженность, показатели которой в сороковые года были недоступны другим самолетам из-за малой тяги, прожорливости и большого веса реактивных двигателей. Вот только ЛТХ «Гоблина» так и не смогли перевесить проблемы со стыковкой к бомбардировщикам, и интерес военных к данному проекту стал падать.
Затем же, когда появились системы дозаправки в воздухе, потребность в подобных бортовых истребителях отпала сама собой. Что интересно, оба экземпляра F-85 сохранились до наших дней (наверное, из-за весьма экстравагантной формы): в 1950 году самолеты были куплены у компании «МакДоннелл» авиационными музеями. Первый находится в Музее ВВС США в Дейтоне, Огайо, а второй попал в экспозицию Музея стратегического авиационного командования на авиабазе Оффут в штате Небраска.
Также вам будет интересно:
"О жести в моих текстах" - заметка о том, почему я пишу настолько жестко и цинично?
"Ах, Москва, Москва..." - о "дороговизне" жизни в Москве.
"Бывшие" - зарисовка про неудачные отношения и бывших.
"Шесть копеек на двадцать рыл" - о гонорарах в газетах и журналах и о том, сколько платят внештатным авторам.
"Лампочки Нойера" - короткий рассказ, который должны были опубликовать в газете "Ступени Оракула" (Москва), но в итоге забраковали за замаскированного Гитлера в аду, и министра энергетики Сйабуча (он же Чубайс).