Ту-204С: последний советский "грузовик"

22K прочитали

Ту-204 - самолёт со сложной судьбой. Выпущенный под конец советской эпохи, этот лайнер так и не успел стать массовым. Однако поскольку создавался он на замену легендарному Ту-154, конструкторы решили помимо пассажирских версий создать и грузовую, способную заменить Ту-154С. Так началась история Ту-204С.

Ту-204 - самолёт со сложной судьбой. Выпущенный под конец советской эпохи, этот лайнер так и не успел стать массовым.

В отличие от Ту-154С, полетевшего только в 1982 году, грузовая версия Ту-204 разрабатывалась параллельно с пассажирской. Свой первый полёт Ту-204С совершил в 1990 году - на закате существования СССР и всего через год после после первого полёта пассажирского Ту-204. А вот серийный образец грузовой версии был выпущен уже в "новой" России -12 февраля 1993 года. Им стала машина с номером RA-64010, в конце 2000-х переделанная в Ту-204-300.

Ту-204 - самолёт со сложной судьбой. Выпущенный под конец советской эпохи, этот лайнер так и не успел стать массовым.-2

Главное отличие Ту-204С от его пассажирских собратьев - грузовая дверь, расположенная за кабиной пилотов в левой части фюзеляжа. Дверь размером 3.5х2 метра откидывается наверх. Внутри грузового салона могут разместиться до 14 грузовых поддонов, на которых крепятся грузы длиной до 10 метров, либо стандартные контейнеры. Помимо основной грузовой палубы длиной 31 метр и объёмом 164,4 м3, самолёт оборудован передним и задним грузовыми отсеками, расположенными в нижней части фюзеляжа. Их объём 15,3 м3 и 26,4 м3, соответственно.

Ту-204 - самолёт со сложной судьбой. Выпущенный под конец советской эпохи, этот лайнер так и не успел стать массовым.-3

Максимальная грузоподъёмность Ту-204С - 30 тонн, дальность полёта при полной загрузке самолёта - 3900 километров. В этом "двестичётвёртый" превосходил своего предшественника: Ту-154С мог нести 20 тонн на расстояние в 2800 километров.

С максимальным запасом топлива в 35 тонн Ту-204С может пролететь до 7000 километров, но в этом случае придётся пожертвовать грузоподъёмностью - максимум груза на борт взять не получится.

В передней части фюзеляжа, позади кабины пилотов располагаются три места для сопровождающих, а также кухня и туалет.

Ту-204 - самолёт со сложной судьбой. Выпущенный под конец советской эпохи, этот лайнер так и не успел стать массовым.-5

Как и на пассажирских версиях, на Ту-204С устанавливаются двигатели ПС-90А производства "Пермских моторов". Диаметр вентилятора почти 2 метра. Каждый двигатель развивает тягу в 16 тонн на взлётном режиме и 3.5 тонны - на крейсерском.

Ту-204С оборудован шестью иллюминаторами: по три с каждого борта. Иллюминаторы расположены в носовой, средней и хвостовой частях фюзеляжа.

Ту-204 - самолёт со сложной судьбой. Выпущенный под конец советской эпохи, этот лайнер так и не успел стать массовым.-7

Демонстрировавшийся на МАКС-2015 борт 64024 был построен в 2003 году на ульяновском заводе "Авиастар". С момента постройки летал в ливрее компании "Авиастар-Ту" с надписью CARGO по бокам фюзеляжа. В разные годы сдавался в лизинг компаниям "Аэрофрахт" и "КрасЭйр". В 2008 году самолёт вместе с экипажем взяла в лизинг немецкая компания DHL, тогда же борт был перекрашен в ливрею перевозчика. Судя по данным FlightRadar24, 64024 выполняет ежедневные рейсы из Лейпцига в московский аэропорт "Шереметьево".

В настоящее время в эксплуатации осталось 4 самолёта Ту-204С. Два самолёта выполняют рейсы для "Почты России" (RA-64051 и RA-64052), борт RA-64032 занят на доставке товаров из Китая, а вышеупомянутый 64024 летает в DHL. Ещё один самолёт - RA-64021 - эксплуатировался до 2016 года, однако после жёсткой посадки в Норильске остался там на хранении.

Это последние Ту-204, эксплуатирующиеся на территории России. После выработки ими ресурса эти самолёты останутся только в составе специального лётного отряда "Россия".

***

Больше материалов про авиацию можно увидеть в моём канале, а мои фотографии 📷 (на авиационную тематику и не только) можно увидеть в моём Telegram.

Материалы по теме:

Airbus A350: снаружи, внутри и в воздухе

Прилёт исполина: Boeing 747 в аэропорту Минеральных Вод

Судьба самолёта: история Ту-154 RA-85677

Из России в Азию: какая судьба ждёт Ту-204 Red Wings?

Орёл на киле: история "Кавминводыавиа"

Судьба самолёта: история борта RA-85630

Операция "Оверлорд" и съёмки в бондиане: история последних российских "Дугласов"

Судьба самолёта: печальная история Ил-18 СССР-75767

Ту-144: легенда авиации