Найти тему
АВТОТУРИСТ

Старые шины вредят экологии. Рассказываю о проблемах их утилизации.

Новые покрышки скоро могут подорожать, значит путешествовать на собственных автомобилях будем меньше? Чиновники хотят обложить шинников расширенным налогом и сами утилизировать старые шины, но мы все знаем, чем это обычно оборачивается на самом деле...

Проблемы с утилизацией использованных покрышек в России лежат на поверхности. На любой бесхозной поверхности валяются брошенные покрышки, в глубине водоемов их не видно, но и там их очень много. Это прекрасно знает каждый автотурист и даже обычный дачник, выезжающий летом к ближайшей речке или в лес за грибами. На расчистку России от старых шин понадобится 15-18 лет. Но из-за действий Минприроды эта работа может остановиться прямо сейчас - говорят представители некоммерческой организации ЭкоШинСоюз.

ЭкоШинСоюз, что это? Впервые слышу! Мы тоже не знали о том, что крупнейшие производители автомобильных покрышек, которые реализуют или производят свою продукцию на территории России, еще в 2017 году объединились для взаимодействия в области утилизации шинной отработки. И они в самом деле ведут большую работу.

Почему это вдруг стало важно? Объясняем кратко: шинники всерьез занимаются проблемой утилизации покрышек и тратят на это много денег, а чиновники всерьез хотят забрать эти деньги себе и на ближайшие пять лет запретить компаниям утилизировать покрышки самостоятельно. Из-за этого новые покрышки неминуемо подорожают. На 4-8% - вроде терпимо, но вместе с ними подорожает огромное количество напрямую и косвенно связанных товаров, практически все, что доставляют колесным транспортом.

Теперь подробно, с историей. 20 ноября 2019 года в Москве состоялась прессконференция, на которой представители ЭкоШинСоюза рассказали о проблеме.

Представители ЭкоШинСоюза на конференции 20 ноября 2019 года
Представители ЭкоШинСоюза на конференции 20 ноября 2019 года

Итак. С 1 января 2015 года в России законодательно введен принцип РОП (Расширенная Ответственность Производителя). Он предполагает, что производитель и импортер самостоятельно утилизирует произведенную продукцию, утратившую потребительские свойства. В 2019 году нормативы утилизации покрышек - 25% от продаж. В 2024 году производители планируют утилизировать до 55% шинной отработки.

Что хочет Минприроды? Чиновники предлагают к началу 2020 года отменить нормативы переработки и лишить компании права самостоятельно утилизировать отходы своих товаров и упаковки сроком на пять лет. Мораторий нужен, якобы, из-за коррупции. Мол - бумажки об утилизации покупаются, но ничего не делается.

Вместо этого Минприроды хочет заставить производителей платить расширенный налог на утилизацию, а все поступающие деньги отдать в распоряжение государственной компании РЭО (" Российский экологический оператор") - то есть госмонополиста, который, кстати, курирует "мусорную реформу". В год, по примерным подсчетам экспертов, на выброс идет примерно 800 000 тонн изношенных шин по всей России. Как РЭО намерена справиться с их утилизацией - вопрос. А вот прибыль от расширенного налога уже подсчитана - если в 2018 году поступления составили 2.2 миллиарда рублей, то по новым правилам доход от экосбора вырастет до 136 миллиардов рублей.

Переработка использованных шин во Владивостоке
Переработка использованных шин во Владивостоке

ЭкоШинСоюз может отчитаться за 136 000 тонн отработанных шин, утилизированных его участниками с 2017 по 2019 годы. Установлено более 350 специальных контейнеров для сбора шин на утилизацию, в совместные программы вовлечено более 950 шиномонтажных центров и запущены пилотные программы по взаимодействию с розничными шинными сетями, а также ликвидировано значительное количество несанкционированных свалок.

В ЭкоШинСоюз входят компании: Nokian Tyres, Bridgestone, Continental, Michelin, Yokohama, Hankook

По словам исполнительного директора ЭкоШинСоюза Сергея Подойникова, в инфраструктуру и рынок утилизации компаниями вложено около 450 миллионов долларов, но с новыми правилам не ясно, что со всем этим будет.

Сергей Подойников - исполнительный директор ЭкоШинСоюза
Сергей Подойников - исполнительный директор ЭкоШинСоюза

Генеральный директор Nokian Tyres Россия Андрей Пантюхов предполагает, что для его компании налоговая нагрузка возрастет в восемь раз. Георгий Ротов, генеральный директор Continental Kaluga озвучил цифру в 200 миллионов, а Джеффри Гловер - генеральный директор Bridgestone Россия и СНГ добавил, что он не против регулирования, но все должно быть сбалансировано. В других странах никто не ведет утилизацию сверху вниз - от государства.

Джеффри Гловер - генеральный директор Bridgestone Россия и СНГ
Джеффри Гловер - генеральный директор Bridgestone Россия и СНГ

В общем картина на сегодня вырисовывается такая - у производителей шин уже давно есть и реально работают программы по утилизации. Шинники просят выделить покрышки в отдельную категорию отходов и разрешить им продолжать развитие этих программ.

Ликвидация несанкционированной свалки шин в Ульяновске
Ликвидация несанкционированной свалки шин в Ульяновске

Производители хотят ликвидировать шинные свалки, расширять практику бесплатного приема шинной отработки у автовладельцев и в ближайшие два десятилетия совместными усилиями решить проблему старых покрышек в России. Ну просто нельзя без всего этого сегодня вести шинный бизнес в цивилизованной стране.

Контейнер для бесплатной сдачи шин на утилизацию в Санкт-Петербурге
Контейнер для бесплатной сдачи шин на утилизацию в Санкт-Петербурге

Однако государству эти программы не нужны. Ему нужны деньги. На что их направят? Именно на утилизацию покрышек? Кто знает... Если примут новые правила игры, то шинники будут вынуждены свернуть те программы, которые уже работают, но чем намерены заменить их чиновники?

-8

Можно долго спорить, кто лучше справится с задачей утилизации, но бремя расплаты за новую инициативу в любом случае ляжет на покупателя, ведь бизнесмены не полезут за деньгами на новый налог в собственный карман, все дополнительные расходы они покроют за наш с вами счет.

-9

В то, что бюрократия справится с задачей, в которой ничего не понимает, да и вряд ли хочет понимать, верится с трудом. Скорее всего мы получим несколько новых "Шиесов" за собственные деньги - Россия большая, из Москвы Сибирь не видно. А что вы думаете по этому поводу, уважаемые читатели? Ставьте лайк и подписывайтесь на АВТОТУРИСТ. Возможно, скоро мы отправимся в путешествие на шинный завод, чтобы узнать, как утилизируются покрышки.