Когда мы думаем о детях, слово " внимательность" приходит на ум одним из первых. И это правильно. Дети по своей природе внимательны и чувствительны. Они познают мир спонтанно и стихийно, полностью присутствуют в любой ситуации и радуются на каждом шагу.
Дети видят все очень четко, то, на что они смотрят - лужу, ногу или дождевого червя - единственно, уникально и неповторимо во всем мире. Когда они концентрируются на игре, они могут играть без перерыва, забывая о еде и течении времени. Поэтому иногда говорят, что дети - лучшие учителя внимательности, полностью поглощенные восприятием мира. Однако по мере их развития и взросления эта черта может быть забыта, как и все неподготовленные навыки, и моменты повышенной внимательности могут возникать спонтанно в самых разных ситуациях.
Что такое внимательность?
Внимательность (eng. mindfulness) - это способность в полной мере осознавать текущий момент - замечать различные физические ощущения, эмоции, мысли и то, что нас окружает нежным и добрым способом, без оценки и анализа. Упражнения по сосредоточению внимания - это медитации, заключающиеся в концентрации и поддержании сосредоточенности на одной деятельности, например, дыхании, ходьбе, еде.
Первым применением систематической тренировки внимательности является 8-недельный курс по снижению стресса (MBSR), разработанный Джоном Кабат-Зинном и его командой. Он был создан как программа помощи хронически больным пациентам и зарекомендовал себя как эффективный инструмент снижения стресса, вызванного болезнью. У пациентов было уменьшено количество симптомов заболевания, а также уровень тревоги, беспокойства и гнева; было больше терпения и самоуверенности, а также веры, что они могут справиться с трудностями. Сегодня курсы повышения внимания очень популярны во всем мире, и во многих странах они возмещаются учреждениями здравоохранения. Эффективность курса MBSR, подтвержденная многочисленными клиническими испытаниями, позволила использовать практики осознанности в различных областях жизни, например, в психотерапии, в бизнесе, в тюрьме, а также в школьном образовании.
Откуда возникла идея, тренировать внимательность с детьми?
Дети, как и взрослые, часто испытывают стресс, растерянность и беспокойство. Они испытывают трудности, страхи и неудачи.... Многие дети делают слишком много вещей одновременно, что затрудняет выполнение задания и вызывает разочарование. Другие же, с другой стороны, не предпринимают никаких действий из страха перед оценкой. Такие стратегии для решения поставленных задач повышают напряженность, снижают настроение и способствуют замкнутости. Вызовы, которые ставит перед детьми современный мир, огромны - от школы, где они учатся и запоминают много материала, через внешкольную деятельность, которая часто продолжается до поздней ночи, до различных типов электронных гаджетов, которые еще больше стимулируют их. Все эти факторы влияют на уровень стресса у детей, первоначальные симптомы которого могут остаться незамеченными.
Голди Хоун - известная актриса и основатель Фонда Хоун - называет это «невидимым страданием» и просто говорит, что дети - мастера скрывать свои чувства, особенно те, которые не соответствуют ожиданиям взрослых. Так, в 2005 году по инициативе ее фонда была создана первая школьная программа эмоционального и социального воспитания, основанная на практике внимательности - "Mind UP". Преподаватели, практикующие внимательность в школьных классах, регулярно проводят занятия с учениками. Дети сосредотачиваются на дыхании, слушая звуки или ощущения своего тела, благодаря которым они узнают себя и свои реакции, узнают, как работает человеческий мозг. Учителя учат детей смотреть на результаты с разных точек зрения, побуждают их проявлять сочувствие, понимание и доброту к себе и другим.
Программа Mind UP была научно исследована много раз, и наиболее интересное исследование касалось уровня гормона стресса - кортизола. Дети, участвовавшие в программе, благодаря сознательной концентрации, смогли снизить уровень этого гормона в крови, что позволило снизить стресс и напряжение. Это, в свою очередь, привело к тому, что они стали лучше концентрироваться, легче усваивать и запоминать информацию, были менее агрессивными, беспокойными и склонными к депрессии. В настоящее время во многих странах (Великобритания, Голландия, Бельгия, Германия, Дания, Новая Зеландия) реализуются школьные образовательные программы, направленные на поддержку развития внимания и эмоционального баланса детей.
Как поддержать развитие внимательности и устойчивости к стрессу у детей?
Стресс является частью жизни и его нельзя избежать, но благодаря внимательности мы можем начать сознательно реагировать на него и смягчать его последствия. Лучше начать с себя. Расслабленный, сознательный, энергичный родитель имеет больше ресурсов для того, чтобы быть внимательным к ребенку, чем родитель, который переутомлен, занят работой или обязанностями. Время для регенерации и отдыха - это инвестиции в наше здоровье и благополучие. Для того, чтобы помочь детям развить свое внимание, стоит также начать собственную практику йоги или медитации. Ваш собственный опыт, понимание себя, признание ваших привычек в стрессовой ситуации очень важны. Исходя из этого, мы можем начать понимать, что переживают наши дети, установить контакт, основанный на доверии и близости, и адекватно реагировать на их потребности.
Мы также можем играть с внимательностью и практиковать упражнения вместе, и объяснять, что внимание и чуткость друг к другу и к окружающему миру имеют огромное значение.
Вот несколько практик для вас и ваших детей:
1. Внимательно слушайте звуки
Это упражнение можно выполнять дома или вдали от дома.
- Установите секундомер на минуту.
- Сядьте как вам удобно или прилягте.
- Устраивайтесь поудобнее.
- Сосредоточьтесь на том, что слышите.
- Послушайте в течение минуты звуки, которые появляются вокруг вас.
Через минуту обсудите их:
- Что ты слышал?
- Ты знаешь, какой был первый и последний звук?
- Были ли какие-нибудь приятные звуки? Были ли какие-нибудь неприятные звуки? Почему ты так думаешь?
2. Тщательный разговор о прошедшем дне
Это упражнение можно сделать вечером, после ванны, в постели.
- Вспомните, что случилось с вами в этот день - с того момента, как вы открыли глаза и до сих пор.
- Расскажите об этом, внимательно слушая друг друга.
- Завершите рассказ ответом на вопрос: "За что я благодарен сегодня?
- Поблагодарите за разговор.
3. Тщательное наблюдение
Это упражнение можно выполнять в ожидании автобуса, на прогулке, дома.
- Сядьте удобно и сделайте 3 глубоких вдоха и выдоха.
- Переместите свое внимание к глазам и оглянитесь вокруг себя.
- Выберите объект наблюдения и начните смотреть на него.
- Обратите внимание на любые изменения в окружающей среде - цвета, звуки, свет, ваши мысли и эмоции.
Вначале потренируйте все эти упражнения самому, а после, когда уже будете уверены в своих чувствах и результатах, начните делать их с ребенком. Такие моменты очень сближают родителей и детей и учат лучше понимать и слышать друг друга.