Найти в Дзене
Мамба фантасамба

Детская внимательность и стрессоустойчивость

Оглавление

Когда мы думаем о детях, слово " внимательность" приходит на ум одним из первых. И это правильно. Дети по своей природе внимательны и чувствительны. Они познают мир спонтанно и стихийно, полностью присутствуют в любой ситуации и радуются на каждом шагу.

https://static.tildacdn.com/tild3134-6338-4263-b035-323031353463/i.jpg
https://static.tildacdn.com/tild3134-6338-4263-b035-323031353463/i.jpg

Дети видят все очень четко, то, на что они смотрят - лужу, ногу или дождевого червя - единственно, уникально и неповторимо во всем мире. Когда они концентрируются на игре, они могут играть без перерыва, забывая о еде и течении времени. Поэтому иногда говорят, что дети - лучшие учителя внимательности, полностью поглощенные восприятием мира. Однако по мере их развития и взросления эта черта может быть забыта, как и все неподготовленные навыки, и моменты повышенной внимательности могут возникать спонтанно в самых разных ситуациях.

Что такое внимательность?

Внимательность (eng. mindfulness) - это способность в полной мере осознавать текущий момент - замечать различные физические ощущения, эмоции, мысли и то, что нас окружает нежным и добрым способом, без оценки и анализа. Упражнения по сосредоточению внимания - это медитации, заключающиеся в концентрации и поддержании сосредоточенности на одной деятельности, например, дыхании, ходьбе, еде.

Первым применением систематической тренировки внимательности является 8-недельный курс по снижению стресса (MBSR), разработанный Джоном Кабат-Зинном и его командой. Он был создан как программа помощи хронически больным пациентам и зарекомендовал себя как эффективный инструмент снижения стресса, вызванного болезнью. У пациентов было уменьшено количество симптомов заболевания, а также уровень тревоги, беспокойства и гнева; было больше терпения и самоуверенности, а также веры, что они могут справиться с трудностями. Сегодня курсы повышения внимания очень популярны во всем мире, и во многих странах они возмещаются учреждениями здравоохранения. Эффективность курса MBSR, подтвержденная многочисленными клиническими испытаниями, позволила использовать практики осознанности в различных областях жизни, например, в психотерапии, в бизнесе, в тюрьме, а также в школьном образовании.

Откуда возникла идея, тренировать внимательность с детьми?

Дети, как и взрослые, часто испытывают стресс, растерянность и беспокойство. Они испытывают трудности, страхи и неудачи.... Многие дети делают слишком много вещей одновременно, что затрудняет выполнение задания и вызывает разочарование. Другие же, с другой стороны, не предпринимают никаких действий из страха перед оценкой. Такие стратегии для решения поставленных задач повышают напряженность, снижают настроение и способствуют замкнутости. Вызовы, которые ставит перед детьми современный мир, огромны - от школы, где они учатся и запоминают много материала, через внешкольную деятельность, которая часто продолжается до поздней ночи, до различных типов электронных гаджетов, которые еще больше стимулируют их. Все эти факторы влияют на уровень стресса у детей, первоначальные симптомы которого могут остаться незамеченными.

Голди Хоун - известная актриса и основатель Фонда Хоун - называет это «невидимым страданием» и просто говорит, что дети - мастера скрывать свои чувства, особенно те, которые не соответствуют ожиданиям взрослых. Так, в 2005 году по инициативе ее фонда была создана первая школьная программа эмоционального и социального воспитания, основанная на практике внимательности - "Mind UP". Преподаватели, практикующие внимательность в школьных классах, регулярно проводят занятия с учениками. Дети сосредотачиваются на дыхании, слушая звуки или ощущения своего тела, благодаря которым они узнают себя и свои реакции, узнают, как работает человеческий мозг. Учителя учат детей смотреть на результаты с разных точек зрения, побуждают их проявлять сочувствие, понимание и доброту к себе и другим.

Программа Mind UP была научно исследована много раз, и наиболее интересное исследование касалось уровня гормона стресса - кортизола. Дети, участвовавшие в программе, благодаря сознательной концентрации, смогли снизить уровень этого гормона в крови, что позволило снизить стресс и напряжение. Это, в свою очередь, привело к тому, что они стали лучше концентрироваться, легче усваивать и запоминать информацию, были менее агрессивными, беспокойными и склонными к депрессии. В настоящее время во многих странах (Великобритания, Голландия, Бельгия, Германия, Дания, Новая Зеландия) реализуются школьные образовательные программы, направленные на поддержку развития внимания и эмоционального баланса детей.

Как поддержать развитие внимательности и устойчивости к стрессу у детей?

Стресс является частью жизни и его нельзя избежать, но благодаря внимательности мы можем начать сознательно реагировать на него и смягчать его последствия. Лучше начать с себя. Расслабленный, сознательный, энергичный родитель имеет больше ресурсов для того, чтобы быть внимательным к ребенку, чем родитель, который переутомлен, занят работой или обязанностями. Время для регенерации и отдыха - это инвестиции в наше здоровье и благополучие. Для того, чтобы помочь детям развить свое внимание, стоит также начать собственную практику йоги или медитации. Ваш собственный опыт, понимание себя, признание ваших привычек в стрессовой ситуации очень важны. Исходя из этого, мы можем начать понимать, что переживают наши дети, установить контакт, основанный на доверии и близости, и адекватно реагировать на их потребности.

Мы также можем играть с внимательностью и практиковать упражнения вместе, и объяснять, что внимание и чуткость друг к другу и к окружающему миру имеют огромное значение.

Вот несколько практик для вас и ваших детей:

1. Внимательно слушайте звуки

Это упражнение можно выполнять дома или вдали от дома.

  1. Установите секундомер на минуту.
  2. Сядьте как вам удобно или прилягте.
  3. Устраивайтесь поудобнее.
  4. Сосредоточьтесь на том, что слышите.
  5. Послушайте в течение минуты звуки, которые появляются вокруг вас.

Через минуту обсудите их:

  • Что ты слышал?
  • Ты знаешь, какой был первый и последний звук?
  • Были ли какие-нибудь приятные звуки? Были ли какие-нибудь неприятные звуки? Почему ты так думаешь?

2. Тщательный разговор о прошедшем дне

Это упражнение можно сделать вечером, после ванны, в постели.

  1. Вспомните, что случилось с вами в этот день - с того момента, как вы открыли глаза и до сих пор.
  2. Расскажите об этом, внимательно слушая друг друга.
  3. Завершите рассказ ответом на вопрос: "За что я благодарен сегодня?
  4. Поблагодарите за разговор.

3. Тщательное наблюдение

Это упражнение можно выполнять в ожидании автобуса, на прогулке, дома.

  1. Сядьте удобно и сделайте 3 глубоких вдоха и выдоха.
  2. Переместите свое внимание к глазам и оглянитесь вокруг себя.
  3. Выберите объект наблюдения и начните смотреть на него.
  4. Обратите внимание на любые изменения в окружающей среде - цвета, звуки, свет, ваши мысли и эмоции.

Вначале потренируйте все эти упражнения самому, а после, когда уже будете уверены в своих чувствах и результатах, начните делать их с ребенком. Такие моменты очень сближают родителей и детей и учат лучше понимать и слышать друг друга.