Жанр двухсерийного советского «Экипажа» называют фильмом-катастрофой. По воспоминаниям директора ленты Бориса Криштула, картина буквально снималась ручным способом. Работу над знаменитыми «Звездными войнами» Джордж Лукас начал на 5 лет раньше и он уже использовал кое-какие компьютерные спецэффекты. В советском кинематографе они появились только примерно через полтора десятилетия.
Сценаристам фильма «Экипаж» удалось создать довольно закрученную сюжетную канву с землетрясением, горящей лавой, селевым потоком, отрывающимся хвостом самолета и его ремонтом в воздухе. В кадре взрывался нефтеперерабатывающий завод. Конечно же, съемочной группе не пришлось снимать взрывы настоящих самолетов, городов и заводов. Она фиксировала на пленку уничтожение их игрушечных макетов.
Съемки Ту-154
Кинематографисты договорились с руководством «Аэрофлота» о проведении съемок на территории столичных аэропортов. Труднее было найти списанные самолеты, но эта проблема решилась благодаря удачному для киношников стечению обстоятельств. В Толмачево (аэропорт Новосибирска) произошел пожар на борту Ту-154А. Причина – забытый включенный подогреватель.
Повреждения самолета были существенными. Огонь уничтожил всю верхнюю часть фюзеляжа, а вот хвост Ту-154А уцелел. Три недели по железной дороге его везли в столицу. Хвостовая часть самолета послужила для съемок всех «воздушных» сцен фильма.
Также в картине можно увидеть Ту-154Б из киевского Борисполя. В 1976 году на его борту произошел разлив ртути и самолет списали. Им распоряжалось Управление учебных заведений. Мосфильмовское руководство попросило предоставить его съемочной группе «Экипажа».
Макеты и реальные пожары
Снимали фильм долго и тяжело. Для сцен катастроф преимущественно использовали макеты, например, нефтеперерабатывающего завода Омска. По решению режиссера главная сцена должна была сниматься на натуре без макетов. На территории кладбища старой авиатехники киношники разжились хорошо сохранившимся фюзеляжем Ту-144. Перевезти его не было никакой возможности, поэтому декорации построили прямо на кладбище.
В кадре самолет и здание аэровокзала должны были взорваться. Для этого пиротехники заготовили 6 т солярки. Но еще до окончания монтажа декораций произошел взрыв и они превратились в золу. Этот момент можно увидеть в фильме, когда горит первый самолет, взлетевший и взорвавшийся в Бадри. Если внимательно присмотреться, то заметно, что разгон берет двухмоторный самолет, а огнем пылает четырехмоторный Ту-144.
Ялта и Ярославль
На территории Ялты снимали сцены в южном приморском городе с бывшей супругой героя Анатолия Васильева и его пасынком. Ярославль показан в семейных эпизодах с Ненароковыми. Командир экипажа проживает на Зоологической улице, 12, во втором корпусе. Именно в этом доме находилась квартира актера Георгия Жженова.
Советская эротика
Фильм Александра Митты поставил три рекорда в советском кинематографе. Впервые картина снималась не только за средства государства, но и за привлеченные инвестиции, которые вложил в производство киноленты «Аэрофлот». «Экипаж» называют первым советским фильмом-катастрофой и первой отечественной эротической картиной.
Неизбалованному советскому зрителю показали на экране женское обнаженное тело. В этих сценах звезда советского кино Леонид Филатов снимался с начинающей актрисой Александрой Яковлевой.от самый эпизод
Эротику фиксировали на пленку в ночное время в павильоне киностудии «Мосфильм». Молодая артистка довольно быстро разделась, а вот опытного Леонида Филатова пришлось уговаривать, но он так и не снял перед камерой джинсы. В кадре их прикрывала простыня.