Нейропсихологические исследования художественного творчества и восприятия способны дать критическое представление о биологии визуальной эстетики.
Однако до сих пор исследования художественного творчества пациентов ограничивались эпизодическими наблюдениями, а исследования художественного восприятия не проводились. Прогрессу в этой области препятствует отсутствие адекватного инструмента для обеспечения базовой количественной оценки характеристик произведений искусства.
Мотивируя необходимостью вывести нейропсихологию искусства за рамки увлекательного анекдота, была представлена вашему вниманию "Оценка атрибутов искусства" (ОAИ). ОAИ - это инструмент, предназначенный для оценки шести формально-перцептуальных и шести концептуально-презентативных атрибутов с использованием 24 картин из западного канона.
Как молодые, так и опытные участники получили ОАИ. Были обнаружены высокая степень согласия в оценке этих характеристик в обеих группах и незначительные различия между ними. Компонентный и количественный подход ОАИ должен быть полезен в продвижении нейропсихологических исследований, а также любых исследований, в которых стиль и содержание произведений искусства должны быть количественно определены и сопоставлены.
Со времен Брока и Вернике, изучение людей с повреждением мозга дало уникальное понимание биологической основы поведения. Таким образом, к началу 20-го века язык, зрение, эмоции и моторика управления были усвоены из тщательных наблюдений пациентов.
Вопрос, который поднимается сейчас, столетием позже, заключается в том: Могут ли нейропсихологические исследования дать представление о биологии искусства?
В данной статье определяются виды проблем, с которыми сталкивается подобная исследовательская программа. Инструмент оценки атрибутов искусства предлагает частичное решение выявленных проблем.
Художники с повреждениями мозга и визуально-пространственными нарушениями выражают свои недостатки в своих работах. Таким образом, нарушения визуального внимания, распознавания объектов и обработки цвета выражаются в работах художников, которые продолжают рисовать после наступления неврологического заболевания.
Интересно, что работы некоторых художников не только не ухудшаются из-за повреждения мозга, но и, как это ни парадоксально, рассматриваются как "улучшенные". Можно было бы ожидать, что природа произведений художников с повреждениями мозга может способствовать нашему пониманию взаимосвязи между мозговым поведением и производством искусства.
Безусловно, изменения в стиле и содержании этого искусства открывает окно в биологию репрезентативных структур и процессов, используемых художниками. Однако до сих пор такие расследования в лучшем случае носили рудиментарный характер.
Большинство нейропсихологических наблюдений художников остаются увлекательными анекдотами, каталогами интригующих явлений, увенчанными спекуляциями.
Чтобы нейропсихология искусства созрела как наука, необходимы две вещи:
- Во-первых, нужны общие рамки для рассмотрения искусства. Как и изучение любой сложной когнитивной области, такой как язык или внимание, художественное восприятие и производство должно быть разложено на ее составные части, с тем чтобы эти компоненты можно было изучить. Для изобразительного искусства аспекты визуальной обработки, ее эмоциональные и поощрительные связи, а также решения о художественных достоинствах будут включены в эту структуру.
- Во-вторых, нужен способ количественной оценки этих компонентов. Без количественных показателей было бы трудно оценить изменения в произведениях искусства человека или проверить гипотезы с какой-либо формальной строгостью. Были предложены другие меры эстетической чувствительности.
Тем не менее, эти меры рассматривают эстетическую чувствительность как общий атрибут и не исследуют различные возможные компоненты произведения искусства. Например, тест визуальной эстетической чувствительности (VAST) оценивает чувствительность к визуальной гармонии в абстрактных черно-белых изображениях. Гармония - это атрибут, наиболее тесно связанный с равновесием.
Таким образом, система VAST не допускает компонентного анализа и ограничивает его оценку узким спектром видов произведений искусства. Аналогичным образом, другой тест "Оценка предпочтений для баланса" (APB), является количественно измеримым инструментом, который оценивает чувствительность к балансу, возможно, является критической чертой эстетического восприятия. Однако APB не проводит оценку других компонентов произведений искусства и не предпринимает попыток быть всеобъемлющим.
ОАИ была разработана с учетом двух потребностей компонентного анализа и количественной оценки. ОAИ оценивает шесть формальных признаков и шесть концептуально-представительных признаков в любом произведении изобразительного искусства. Эти атрибуты были выбраны на основе обзора литературы с особым вниманием к типам атрибутов, которые, как считается, изменились у людей с повреждением мозга. Формально-концептуальные признаки соответствуют раннему и промежуточному зрению.
Концептуально-представительные атрибуты соответствуют высшему/позднему зрению и его контакту с другими областями, такими как эмоциональные системы. Например, можно было бы использовать такой инструмент для оценки различий в художественных произведениях разных культур или разных периодов времени в рамках одной культуры или для картирования эволюции художественных стилей с течением времени в рамках одного художника.
Мотивацией при разработке ОАИ было предоставление инструмента, который может быть использован для количественной оценки признаков визуального искусства и продвинутых программных исследований в нейропсихологии искусства. Такая количественная оценка позволила бы проводить сравнения между различными произведениями искусства, которые могут быть подвергнуты тщательному анализу.