Як-141 это многоцелевой, всепогодный сверхзвуковой палубный самолет вертикального взлета и посадки, разработки КБ Яковлева.
Во второй половине 20 века умы конструкторов будоражила идея иметь в войсках самолет способный взлетать вертикально, с любого "пятачка", будь то лесная поляна или палуба корабля. Технологии не стояли на месте и уже в 70-е годы в СССР встал на вооружения первый самолет вертикального взлета и посадки, штурмовик Як-38. Однако машина была далека от идеала - хотя пилотам и нравилась отличная маневренность в вертикальном режиме, но огромное потребление топлива и низкая боевая нагрузка при отсутствии бортовой РЛС, сформировало в войсках неоднозначное отношение к самолету. За малое время нахождения в воздухе штурмовик получил обидное прозвище "самолет защиты мачты".
Ни смотря ни на что, опыт полученный при эксплуатации Як-38 дал возможность разработать новый самолет вертикального взлета - сверхзвуковой истребитель Як-41. В качестве силовой установки предполагалось использовать специально конструируемый для него подъемно-маршевый двигатель Р79. Изготовить и сдать на госиспытания летный прототип планировалось в 1982 году. Но к сожалению проблемы при разработке поворотного сопла для нового двигателя, сдвинули сроки испытаний на 1985 год.
Всего было изготовлено 2 прототипа, один для испытаний на наземном стенде, второй для взлета и испытаний в воздухе. Свой первый полет Як-41 совершил в 1987 году, летчиком-испытателем был назначен Андрей Синицын. В 1989 году к испытаниям приступил второй "летающий" прототип (бортовой номер 77) в котором был учтен опыт полученный при эксплуатации первого самолета. В это же время сменилось обозначение машины отныне самолет назывался Як-141.
В начале осени 1991 года проводилась отработка взлетов и посадок с ТАКР "Адмирал Горшков". 5 октября 1991 года во время захода на посадку из-за слишком большой скорости снижения потерпел аварию борт №77 под управлением пилота-испытателя В.А. Якимова, баки самолета были пробиты, начался пожар. Пилот успешно катапультировался и не пострадал, пожар был потушен но самолет уже восстановлению не подлежал. Эта авария и непростая экономическая ситуация в стране, послужили предлогом для закрытия проекта Як-141, дополнительным аргументом были успешные испытания "палубников" Миг-29К и Су-33 с борта ТАКР "Тбилиси" (будущий "Адмирал Кузнецов").
В ходе проводившихся испытаний на Як-141 было установлено около 12 мировых рекордов по скороподъемности, максимальной скорости и высоте полета с грузом, в классе вертикально взлетающих турбореактивных самолетов. По большинству параметров машина полностью превзошла своего основного соперника британский Hawker Siddeley Harrier.
В дальнейшем самолет несколько раз демонстрировался на различных международных авиационных салонах с целью заинтересовать потенциального покупателя, но... покупателя не нашлось. На данный момент один из летных прототипов "изделие 48-2" (бортовой номер 75) находится в частном музее Вадима Задорожного, а другой "изделие 48-3" (бортовой номер 141) в Центральном музее ВВС России.
ЛТХ Як-141:
- Экипаж - 1 человек
Тип двигателя:
- подъемно-маршевый - ТРДДФ Р-79 мощностью 15500 кг.с.
- подъемные - 2 х ТРД РД-41 мощностью 2 х 4260 кг.с.
- максимальная скорость - 1800 км/ч. на высоте 11 км и 1250 км/ч. у земли
- практический потолок - 15 км.
- взлетная масса - при горизонтальном разбеге 19,5 тонн, при вертикальном взлете 15,8 тонн
- размах крыла - 10,1 м. в сложенном положении 5,9 м.
- длинна - 18,3 м.
- радиолокационное оборудование - многорежимная бортовая РЛС "Жук" с дальность обнаружения воздушных целей 80 км., надводных целей до 110 км. Способна сопровождать 10 целей и одновременно атаковать до 4х из них.
- вооружение - встроенная 30-мм. авиационная пушка ГШ-301 с боезапасом 120 снарядов, шесть подкрыльевых подвесов с различным вооружением: ракеты "воздух-воздух" Р-77, Р-27 средней дальности и ракеты Р-73, Р-60 для ближнего воздушного боя; ракеты "воздух-поверхность" Х-25, Х-31; 23-х мм. пушечные контейнеры с боезапасом 250 снарядов; блоки НАР калибром от 80 до 240 мм.; различная бомбовая нагрузка до 6 Фаб-500.
Интересный "факт":
После аварии прототипа Як-141 и последовавшем развале Советского союза КБ им. Яковлева получило массу финансовых проблем и находилось на грани выживания, "неожиданно" оказать помощь КБ согласился заграничный авиационный гигант "Локхид Мартин". В обмен всего-то требовалось передать технические данные по отечественному СВВП Як-141, и разумеется достаточно быстро нашлись те кто на это согласился (даже озвучивалась сумма в 500 тыс. дол.) Так чертежи уникального отечественного самолета вертикального взлета и посадки ушли в США и послужили основой для разработки СВВП F-35. В сети можно найти сравнительный рисунок эскизного проекта Як-43 и прототипа F-35, который говорит сам за себя.
Спасибо за прочтение, подписываемся, лайкаем, комментируем!!!