***
===
На основании приказа Наркома Обороны СССР №19 от 16 мая 1944 года, в Красной Армии началось формирование армейских пушечных артиллерийских бригад – АПАБр.
Эти бригады формировались по штату №08/12 непосредственно на фронте – на базе тяжёлых армейских пушечных артиллерийских полков и отдельных армейских разведывательных артиллерийских дивизионов (ОАРАД).
Два пушечных артполка (в каждом было по 18 гаубиц-пушек МЛ-20) переформировались в местах дислокации в четыре артиллерийских дивизиона по 9 орудий в каждом.
===
В итоге, в бригаде, состоящей из четырех пушечных дивизионов и одного разведывательного дивизиона, насчитывалось 36 орудий и 1330 солдат и офицеров. АПАБр, по сути, являлась армейской группой АДД (артиллерии дальнего действия) постоянного состава.
Основной тяговой силой в АПАБр были обычные гусеничные тракторы общего назначения «Сталинец» С-65.
***
Всего по штату в армейской пушечной артиллерийской бригаде было положено иметь: 45 гусеничных тракторов С-65, 92 грузовых автомобиля ЗиС-5, 44 грузовых автомобиля ГАЗ-АА, 6 автомашин типа «Виллис» и 9 специальных машин.
===
Историческая справка:
Серийное производство гусеничных сельскохозяйственных тракторов «Сталинец» С-65 общего назначения на Челябинском тракторном заводе (ЧТЗ) началось в июне 1937 года.
На трактор устанавливался дизельный четырёхцилиндровый двигатель М-17 объёмом 13,5 литров и мощностью 75 лошадиных сил при 850 об/мин.
Тяговое устройство трактора С-65 состояло из заднего сцепного устройства и переднего крюка. Транспортная скорость трактора, массой 11 тонн, составляла 7 км/ч.
***
===
Всего, с начала производства и до прекращения выпуска этих тракторов в конце 1941 года, было изготовлено более 37 тысяч тракторов С-65.
===
Большая часть тракторов С-65 работала в народном хозяйстве СССР, при этом более 7 тысяч этих тракторов поступили на вооружение Красной Армии – в гаубичные полки стрелковых дивизий, как мощное средство механической тяги.
Трактор С-65 обладал очень высокой проходимостью по бездорожью, при этом вполне мог совершать суточный переход до 70 км, с тяжёлым орудием на прицепе.
===
После начала Великой Отечественной войны, большое количество народнохозяйственных тракторов «Сталинец» С-65 было мобилизовано на воинскую службу и они с честью прошли всю войну – до Берлина и Вены, а потом и до Тихого океана.
Подробно о боевых действиях и подвигах артиллеристов, а также про использование тракторов в боях читайте в следующих статьях на нашем канале.
===
Про полученные по ленд-лизу тягачи вы можете прочитать в этой статье: М-5: быстроходные гусеничные тягачи Красной Армии в бою
===
Спасибо за внимание. Подписывайтесь на наш канал!