Истоки гештальта.
Курт Левин расширил работу, применив принципы гештальта к областям, отличным от простой перцептивной психологии, и объяснив теоретические последствия гештальт-психологии.
Особенно хорошо он известен своим объяснением в философии полевой теории гештальтовой психологии, хотя эта концепция возникла не у него.
Левин в 1938 обсуждал принципы, по которым теория поля отличается от ньютоновского и позитивистского мышления.
В теории поля мир изучается как систематическая паутина взаимоотношений, непрерывная во времени, а не как дискретные или дихотомические частицы. С этой точки зрения, все находится в процессе становления, и ничего не является статичным. Реальность в этом поле зрения настраивается отношениями между наблюдателем и объектом наблюдения.
"Реальность", таким образом, является функцией перспективы, а не позитивистским фактом.
Может существовать множество реалий равной легитимности. Такой взгляд на природу реальности открывает гештальт-теорию для различных голосов, ранее лишенных гражданских прав, таких как голоса женщин, геев и неевропейцев.
Левин продолжил работу психологов-гештальтистов, выдвигая гипотезу и исследуя идею о том, что гештальт образуется в результате взаимодействия возможностей окружающей среды и потребностей организма.
Необходимо организовать восприятие и действия.
Восприятие организуется состоянием человека во взаимоотношениях и в окружающей среде. Теория гештальт-терапии функционирования организма была основана на принципах гештальт-психологии восприятия и холизма. Теория саморегуляции организма стала краеугольным камнем теории гештальт-терапии личности. Философские принципы феноменологии и экзистенциализма были популярны в годы Перлза в Германии и Соединенных Штатах. Гештальт-терапия находилась под сильным влиянием работы диалогических экзистенциальных мыслителей, особенно Мартина Бубера, с которым Лора Перлс училась непосредственно.
Гештальт с самого начала.
Хотя ранней публикацией Фрица Перлса было "Эго, голод и агрессия" (1942/1992), первая всеобъемлющая интеграция системы гештальт-терапии была найдена в статьях Перлса.
Эта фундаментальная публикация представляла собой синтез, интеграцию и новый гештальт, образовавшийся под воздействием интеллектуальной терапии.
Вскоре был создан Нью-Йоркский институт гештальт-терапии, и на ранних этапах участники семинара стали учителями, которые распространяли информацию в других городах, проводя регулярные тренинги, особенно в:
- Нью-Йорке;
- Кливленде;
- Майами;
- Лос-Анджелесе.
В каждом из этих городов сформированы интенсивные учебные группы.
Обучение дополнялось регулярными семинарами первоначальных членов исследовательской комиссии, и в конечном итоге все эти города создали свои собственные учебные заведения по гештальту. Институт Гештальт Кливленда приложил особые усилия для привлечения стажеров с разным опытом работы и развития очень разнообразного профессорско-преподавательского состава. Гештальт-терапия стала пионером многих идей, оказавших влияние на гуманистическую психотерапию.
Например, гештальт-терапия имеет высокоразвитую методологию для изучения феноменологического опыта, а также для изучения того, как терапевт и пациент испытывают друг друга в терапевтических отношениях.
Феноменология предполагает, что реальность формируется во взаимоотношениях между наблюдателем и объектом исследования. Короче говоря, реальность интерпретируется. Диалогические отношения в гештальт-терапии были выведены на три важных принципа мышления Мартина Бубера.
Во-первых, в диалогических терапевтических отношениях терапевт практикует инклюзию, которая аналогична эмпатической вовлеченности. При этом терапевт погружает себя в опыт пациента, представляет себе существование другого, чувствует себя так, как будто это ощущение в собственном теле, и одновременно поддерживает чувство собственного "я". Инклюзия представляет собой развитую форму контакта, а не слияние опыта пациента. Воображая опыт пациента таким образом, диалоговый терапевт подтверждает существование и потенциал пациента.
Во-вторых, терапевт раскрывает себя как аутентичную и схожую личность и как человека, стремящегося быть прозрачным и самораскрывающимся.
В-третьих, терапевт в диалогической терапии привержен диалогу и подчиняется тому, что происходит между участниками, и, таким образом, не контролирует результат. В таких отношениях меняется не только пациент, но и психотерапевт.
Заключение.
В основе большинства экзистенциальных мыслей лежит экзистенциально-феноменологический метод. Феноменология гештальт-терапии представляет собой смесь экзистенциальной феноменологии Эдмунда Хусерла и феноменологии гештальт-психологии. Феноменологическое понимание достигается путем взятия исходных представлений и отделения того, что на самом деле происходит в данный момент, от того, что ожидалось или просто логически выведено. Феноменологический метод повышает ясность осознания посредством описательного изучения процесса осознания. Для этого феноменологи отложили в сторону предположения, особенно о том, что составляет достоверные данные.
Первоначально все данные считаются достоверными, хотя, скорее всего, они будут уточнены в ходе продолжающихся феноменологических исследований.
Это вполне согласуется с представлением гештальт-терапии о том, что сознание пациента обосновано и должно быть изучено, а не объяснено с точки зрения бессознательной мотивации.
Хотя другие теории не в полной мере включали отношения "Я-Оно" или систематическую феноменологическую ориентацию, на них оказывали влияние волнение и жизненная сила прямого контакта между терапевтом и пациентом:
- акцент на непосредственный опыт;
- использование экспериментов;
- акцент на данном и настоящем, эмоциональный процесс и осознание;
- доверие к саморегуляции организма;
- акцент на выбор и внимание к контексту пациента, а также его/ее "внутреннему" миру.
Продолжение в следующей части...
Спасибо за внимание!
Делюсь ссылкой на предыдущую публикацию: https://zen.yandex.ru/media/id/5d98af7c2f1e4400add24de5/kognitivnopovedencheskaia-terapiia-rept-i-geshtaltterapiia-v-chem-raznica-i-gde-sviaz-5dcc5ca0e9686b2cdd918f47