Найти тему
ОРУЖИЕ

Почему ВВС России отказались от одномоторных истребителей?

На самых первых летательных аппаратах тяжелее воздуха стоял один двигатель. Но уже во время Первой Мировой войны появились самолёты с двумя двигателями. Это были тяжёлые (для того времени) бомбардировщики. С тех пор два и больше двигателя устанавливались на транспортные и бомбардировочные машины, которым не хватало мощности одного двигателя из-за необходимости поднимать в воздух большой груз. В годы Второй Мировой войны появились и двухмоторные истребители. Например, немецкий Ме-110 и американский Локхид P-38 «Лайтнинг». Причина их появления была той же самой: мощности одного двигателя перестало хватать для обеспечения нужных ТТХ самолёта.

«Лайтнинг» в полёте.
«Лайтнинг» в полёте.

Эти истребители оказались более живучими и могли возвратиться на родной аэродром после повреждения одного из двигателей. Но у них были свои недостатки, например, худшая маневренность. Кроме того, им было нужно в два раза больше двигателей на то же количество выпущенных машин. По этой причине основная масса всех истребителей Второй Мировой была обычными одномоторными самолётами.

F-14 «Томкэт».
F-14 «Томкэт».

После войны истребители перешли на реактивную тягу. Теперь мощности двигателя хватало, и долгое время все реактивные истребители в мире были одномоторными. Ситуация изменилась только в 1970-е, когда в США и СССР стали делать двухмоторные истребители. Американские F-14, F-15 и F-18 и советские МиГ-29 и Су-27. Какова была причина для возврата к идее двухмоторного истребителя на новом техническом уровне? Два реактивных двигателя на истребителе дают ему небольшое повышение маневренности, за счёт возможности регулировать тягу каждого мотора и тем повысить скорость углового поворота. Но этот прирост не так уже велик, да и на маневренность однодвигательного F-16 никто не жаловался. Основная причина заключается в другом.

Су-25 в Афганистане, севший на одном двигателе.
Су-25 в Афганистане, севший на одном двигателе.

И американские, и советские теоретики авиации внимательно изучили опыт послевоенных боёв реактивных самолётов и потерь в них. Немалый процент боевых потерь одномоторных самолётов всех типов приходится именно на повреждение или выход из строя двигателя. После этого самолёт обречён, лётчику остаётся лишь катапультироваться. В то же время для многомоторных самолётов ещё во времена Второй Мировой выход из строя одного из двигателей не был смертным приговором. Двухмоторные машины успешно приземлялись и на одном моторе. Для реактивного истребителя с его мощными двигателями это ещё проще.

Авария F-16 в 2011 году.
Авария F-16 в 2011 году.

Практика подтвердила этот теоретический вывод: аварийность двухмоторного F-15 по сравнению с одномоторным истребителем F-16 оказалась намного ниже. Но США не смогли отказаться от использования одномоторных истребителей (например, тех же F-16). На них использовался тот же двигатель Pratt & Whitney F100, что и на F-15. Американцы сочли, что иметь две машины с одинаковым двигателем, одну тяжёлую (истребитель-бомбардировщик F-15) и одну лёгкую (истребитель воздушного боя F-16) важнее, чем полностью перейти на парк двухмоторных истребителей.

МиГ-23, последние одномоторные советские истребители.
МиГ-23, последние одномоторные советские истребители.

В позднем СССР также сосуществовали старые одномоторные и новые двухмоторные истребители. Но после распада Советского Союза стало ясно, что самолётный парк придётся сильно сократить. У Российской Федерации не было ни средств, чтобы содержать все оставшиеся от СССР истребители, ни насущной потребности в таком количестве истребителей. Поэтому в 1992 году было принято решение о списании всех одномоторных истребителей. Некоторое время они содержались на базах хранения, но к 2000-му году в строю остались только новые двухмоторные МиГи и Су.

МиГ-29.
МиГ-29.

Это решение впоследствии подвергалось критике. Указывалось при этом, что в странах, у которых сохранились на вооружении советские одномоторные самолёты (Су-17, Су-27, МиГ-21, МиГ-23), они летали ещё долгие годы и успешно воевали в локальных конфликтах. Были также предложения разработать современный одномоторный истребитель с двигателем от Су-35 или Су-57. Предполагалось, что такой истребитель был бы проще и дешевле, чем его двухмоторный аналог и мог бы занять на международном авиарынке свою нишу.

JF-17, модернизированный китайцами аналог МиГ-21.
JF-17, модернизированный китайцами аналог МиГ-21.

Но приводились и контрдоводы. В современном истребителе самая дорогая часть — вовсе не двигатель, а электроника. А соревноваться в цене дешёвого истребителя с китайцами, до сих пор продающими клоны древнего советского МиГ-21, заведомо безнадёжная затея.

Читайте также: Почему в СССР было три практически одинаковых танка?

Кроме того, покупатели не стали бы брать машину, не стоящую на вооружении наших ВВС, которые совсем не хотят снова иметь дело с опасными для жизней пилотов одномоторными истребителями. Таким образом, современные российские ВВС сейчас остаются с парком исключительно двухмоторных истребителей.