ДТ-54:
История:
- В 1950 году за разработку конструкции и промышленное освоение сельскохозяйственного дизельного трактора ДТ-54 получили Сталинскую премию второй степени (100 000 рублей):
- Руководитель работы, главный инженер Сидельников, Михаил Степанович,бывший главный инженер Перовский, Николай Николаевич;инженеры Саркисянц, Ерванд Арминокович и Тейтельбаум, Ханина Яковлевич,бывший директор АТЗ имени М. И. Калинина, заместитель МАТП СССР Парфёнов, Пётр Павлович,профессор, главный конструктор ХТЗ Зубарев, Николай Гордеевич,главный инженер Каргополов, Виктор Алексеевич иглавный конструктор СТЗ Платонов, Алексей Кузьмич.
- Трактор выпускался с 1949 по 1963 год Сталинградским тракторным заводом, с 1949 по 1961 Харьковским тракторным заводом, с 1952 по 1979 Алтайским тракторным заводом. Всего построено 957900 единиц.
- Трактор предназначался для работы с 4- или 5-корпусным плугом и другими прицепными СХ-машинами, в том числе с приводом от вала отбора мощности[2]. Диапазон тяговых усилий трактора составлял от 1000 до 2850 кг, диапазон рабочих скоростей от 3,59 до 7,9 км/ч, коробка передач имеет 5 передач вперёд и 1 заднюю. Четырёхцилиндровый дизельный двигатель жидкостного охлаждения Д-54 в номинальном режиме (1300 об/мин) развивал мощность 54 л. с.
- На ДТ-54 даже тракторист средней квалификации осиливал 2 тысячи гектаров. Выносливость: до замены деталей поршневой группы она легко отхаживала 4000 моточасов. ДТ-54 были востребованы не только в сельском хозяйстве – они восстанавливали разрушенные города, строили новые дороги. Но особенно хорошо показали себя при освоении целинных и залежных земель в 50-х годах.
Пределы СССР:
- Трактор закупали 36 стран мира.
- В Китае тракторная летопись страны стартовала именно с этого трактора, ставшего первой массовой машиной, выпускавшейся в КНР. Китайцы, получив необходимую документацию на трактор, локализовали производство ДТ-54 у себя и даже перегнали СССР, выпустив свыше миллиона единиц.
- Во Вьетнаме ДТ-54 эксплуатировался до 1980-х годов, часто устанавливался в качестве техпамятников во многих местах страны; изображен на купюре достоинством 5 донгов образца 1958 года.