Большая часть статей на нашем канале посвящены автомобилю ВАЗ, но сегодня мы это исправим и расскажем Вам историю не менее важного для нашей страны автопроизводителя - ЗиЛ.
Завод имени Лихачёва берет своё начало 2 августа 1916 года, в разгар Первой Мировой войны. Именно в этот день генерал-майор Григорий Григорьевич Кривошеин торжественно заложил первый камень в фундамент в Тюфелевой роще (Москва). У истока основания стояли такие люди, как братья Рябушинские (банкиры и предприниматели), А. Кузнецов и получил название "Завод Автомобильного Москвоского общества" (далее АМО).
Изначально планировался выпуск 1,5-тонного FIAT-15 Ter уже к марту 1917 года (150 грузовиков). Но определенные затруднения не позволяли АМО производить собственные грузовики, - им приходилось закупать в Италии автокомлпекты "Ф-15". Подобное решение помогло заводу наладить выпуск в 1917 году (432 машины), в 1918 (779 машины), в 1919 (108 машин). Почему завод не мог выпускать собственные автомобили? Причины, в основном, внутренние: во-первых, проигрыш в Первой Мировой войне и дальнейшая Октябрьская революция; во-вторых, начавшаяся следом Гражданская война. Вплоть до 1923 года завод полностью не функционировал, но в нем располагались автомастерские.
30 апреля 1923 года АМО переименовали в Ферреро (в честь убитого итальянского коммуниста). Спустя год, с приходом к власти Сталина, завод получил первый крупный государственный заказ на производство первых советских грузовиков.
Интересный факт: всего за одну ночь инженерами АМО был разработан и создан первый советских грузовик АМО-Ф-15 - т. е. это практически начальная точка советского автомобилестроения.
Постепенно, завод стал наращивать производство и уже к 1927 году АМО возглавил тот самый Иван Алексеевич Лихачев, при котором завод расцвел. Конечно, спустя почти 10 лет, завод нуждался в модернизации, а поводом послужил тот факт, что стоимость одного автомобиля превышала стоимость зарубежных аналогов в 10 раз!
В 1930 году АМО приобрел лицензию на американского грузовика "Автокар-5С" и собранный на заводе автомобиль назвали АМО-2. Спустя год, в 1931 году, на заводе был собран и запущен первый советский автомобильный конвейер и завод переименовали в "Завод имени Сталина" (ЗиС). Проведя масштабную реконструкцию, в 1933 году АМО-3 (переименованный в ЗИС-5) ушел в массовое производство. Скажем о масштабах производства: до 60 машин в сутки!
В 1941 году, с началом войны, производство на заводе было приостановлено, а оборудование (в стратегических целях) было эвакуировано на Урал. Даже не смотря на такую ситуацию, завод внес очень внушительный вклад в борьбе с нацистами:
грузовик ЗИС-5В
санитарный автобус ЗИС-16С
полугусеничные ЗИС-22, а также автоматы, мины.
Следующая реконструкция завода произошла по окончании войны - в 1946 году - целью которой является обновление выпускаемой продукции. Так, свет увидели
ЗИС-150
и ЗИС-151. К 1950-ым годам ассортимент продукции завода значительно расширился: велосипеды, холодильники, но не забывали и про военную технику -
ЗИС 152 (бронетранспортер)
и ЗИС-485 (амфибии).
Стоит отдельно отметить, что в 1956 году, в связи со смертью Ивана Алексеевича Лихачева, завод переименовали вновь, в его честь - ЗиЛ.
1963 год, как нам кажется, стал одним из триумфом завода - начался выпуск знаменитого ЗИЛ-130. В чем состоял триумф? Для начала, новый интересный дизайн, новый двигатель, новая 5-ступенчатая КПП, гидроусилитель руля, вместительная кабина, да и в целом грузовик отличался надежностью. Так, к 1974 году уже был собран миллионный ЗИЛ-130! Дальнейшая история производства автомобилей на ЗИЛе крутилась вокруг именно 130-го. В 1975 году был разработан
ЗИЛ 133Г1,
в 1977 - ЗИЛ 133Г2 - их отличительной чертой был 3-ий мост. К 1990-ым производство ЗИЛ 130 было перенесено на Уральский автомоторный завод (УАМЗ).
После распада СССР положение завода резко пошатнулось - перестали поступать заказы, разорвались связи с союзными республиками и западная конкуренция. Завод находился на грани банкротства. В попытках найти выход из этой сложной ситуации,
завод в 1992 году разработал ЗИЛ-5301 (Лужков назвал его "Бычком" и это имя прижилось в народе). Только спустя 4 года - в 1996 - "Бычок" пошел в серийное производство. Какие конструктивные решения получил автомобиль? Модернизированный тракторный мотор Д-245.12С (мощностью почти 109 л.с.) и Д-245.9Е2 (мощностью 136 л.с.), большая кабина, гидроусилитель руля, 5-ступенчатая коробка, передние тормозные диски, 16 колеса.
На базе этого ЗИЛа было создано множество модификаций разного назначения: и коммунальные, и строительные, фургоны, автобусы.
В период с 2004 по 2011 года завод ждал очередной затяжной кризис, выхода из которого никто не видел. К 2012 году объемы еще больше упали, а в 2013 было принято решение прекратить выпуск автомобилей и запчастей; в 2014 году завод ликвидирован.
Безусловно, это печальный факт, что один из самых старейших автомобильных заводов нашей страны так бесчестно прекратил свое существование.