Найти тему
В небе и космосе

Какой самолет нужен российским МВЛ: ИЛ-114-300 или L-610?

изображение с сайта skyships.ru
изображение с сайта skyships.ru

В России, на местных воздушных линиях (МВЛ) уже дорабатывают свой ресурс АН-24/26 и ЯК-40. В свою очередь, эти самолеты были рассчитаны на 48 и 40 посадочных мест. Имеющиеся в эксплуатации МВЛ L-410, рассчитанный на 19 мест, занимает промежуточное место между АН-2 и АН-24/ЯК-40. Есть ли перспективы замены быстро стареющего парка АН-24 и ЯК-40? Для замены АН-24 планировался ИЛ-112, но скорее всего в первую очередь он будет выпускаться в интересах ВКС России, в транспортном варианте, для замены вырабатывающего свой ресурс АН-26. Есть попытки реанимировать ЯК-40 в версии Як-40МС с 2 двигателями Honeywell TFE731-5BR и ВСУ Garret 3092 (газотурбинный, мощностью 9 кВт) и крылом из композитного материала. Но переделка ЯК-40 затормозилась по причине санкций на композитные материалы, его запасено недостаточное количество, что не хватает даже для крыльев приоритетного проекта МС-21. Вот и приходится для МВЛ реанимировать самолет еще советской разработки: ИЛ-114-300. Он рассчитан на вместимость от 52 до 64 посадочных мест и согласно официальным данным, производство должно начаться в 2023 году. И вот тут появился еще один реанимируемый самолет: L-610, в варианте на 40 посадочных мест, который собираются строить на УЗГА. Минпромторг (в лице директор авиадепартамента Д. Лысогорского) просит выделить на опытно-конструкторские работы по L-610 (советско-чешская разработка конца 80 годов) порядка 20 — 25 млрд руб. На МАКС-2019 даже был заключен предварительный договор между якутской авиакомпанией «Полярные авиалинии» и УЗГА на поставку в 2023 году 10 самолетов L-610 (видимо у авиакомпании «Полярные авиалинии» уже совсем плохо с эксплуатацией АН-24 и ЯК-40). Возникает вопрос: а не будет ли производство двух схожих по классу самолетов ИЛ-114-300 и L-610 распылением бюджетных средств? Ведь на разработку ИЛ-114-300 уже потрачено 11,8 млрд рублей! И на доработку L-610 просят немалые средства. Ответ был найден в выступлении гендиректора УЗГА В. Бадехи и специалистов в области эксплуатации самолетов МВЛ. Так вот, оказывается, что ИЛ-114-300 низкоплан и его эксплуатация больше рассчитана на западные области России, где существуют короткие ВПП с покрытием. А вот для северных районов Сибири и Дальнего Востока, с их раскисающими грунтовыми полосами, низкоплан ИЛ-114-300 мало подходит: низко расположенные винты затягивают на себя мелкодисперсную почву и в итоге приводит к поломке винтов и попаданию грязи в воздухозаборники двигателя. Другое дело L-610: это высокоплан и нет забрасывания грязи на винты и воздухозаборники. Яркий пример: в авиакомпании «Якутия» практически все самолеты (для МВЛ) высокопланы: АН-24/26 и Bombardier Dash-8 Q300/400. Самолеты АН-140 (вместимостью 52 пассажира) пришлось вывести из эксплуатации из-за отсутствия комплектующих с Украины. Так что, для нашей необъятной России нужны и ИЛ-114-300 и L-610. Выдержет ли бюджет?

Статья вас заинтересовала?

Нажмите палец вверх и подписывайтесь на наш канал, чтобы быть в курсе последних новостей авиации и космоса.