Какие советские автомобили Вы знаете? Москвич 408, Волга 21, ГАЗ 66 или ВАЗ 2101. То есть, если обобщить, то это Москвич, Волга, ГАЗ и ВАЗ. Действительно, эти самые основные и крупные автопроизводители на территории СССР. Несмотря на то, что большая часть владельцев "советской классики" были в восторге от простоты и доступности автомобилей, были и такие, кто критиковал качество сборки и надежность собственных транспортных средств. Давайте разберемся: дело в том, что в СССР господствовала плановая экономика, при которой все ресурсы, их распределение находятся "в руках" государства, а также и что производить, сколько производить, по какой цене производить - всем ведал Государственный комитет СССР или просто Госплан. Исходя из вышесказанного, при подобных условиях автозаводы были вынуждены экономить на всём, что, конечно же, сказывалось и на качество сборки и запчастей. Именно такие условия стали причинами появления прототипов и "самоделок", которые часто существовали в единственных экземплярах. После распада СССР и краха плановой экономики некоторые автопроизводители "канули в лету", а некоторые - существуют и по сегодняшний день. Время шло, и теперь автомобили, которые раньше были повсеместно, - сегодня стали предметами коллекций. Сегодня мы рассмотрим самые интересные и редкие автомобили времен СССР.
ВАЗ-Э2121 "Крокодил"
Наверняка, ВАЗ 2121 для Вас знакомое название обычной НИВЫ, но буква "Э" в названии обозначает "экспериментальная". В период между 1969 и 1970 гг. была чётко поставлена задача - спроектировать и построить внедорожный автомобиль повышенной проходимости. Подобная задача была обусловлена развитым сектором сельского хозяйства и необходимостью снабжения их автомобилями.
В ходе разработки были озвучены самые разные предложения: поперечное расположение двигателя, дизельный двигатель объёмом 1,9, задняя независимая подвеска, гидропневмоподвеска, максимальная скорость в 100 км/ч. Но не всему было суждено воплотиться в новой НИВЕ - остановились на бензиновым двигателем объёмом 1,6; постоянно включенный передний мост, твердый и мягкий съемный верх автомобиля. Но, несмотря на интересные решения, всего было построено 2 экспериментальных экземпляра.
УАЗ-452к
В 1965 году Ульяновский автомобильный завод представил миру чудо автомобиля строения, которое колесит по дорогам нашей страны до сих пор. Спустя некоторое время, в 1980-е годы, конструкторы УАЗа решились на интересный шаг - построить УАЗ 452к.
Чем же она отличалась от обычной "Буханки"? Самым главным отличием был дополнительный мост, который улучшал устойчивость автомобиля и сцепление с дорогой, особенно по пересеченной местности. По этой причине остановились на дополнительном мосту - очень скоро конструкторы пришли к выводу, что автомобиль получился крайне тяжелым и, следовательно, с огромным расходом топлива.
Известно, что было создано около 50 экземпляров, которые отправили в Грузию и начали использовать в самых разных целях - например, некоторые автомобили были отданы спасательным службам.
ЗИЛ-4102
Создание ЗИЛа 4102 было обусловлено необходимостью замены правительственного лимузина ЗИЛ, которые использовали высшие чины ЦК. Таким образом, к 1988 году было создано 2 прототипа с несколькими видами двигателей: 6-цилиндровым с объёмом 4,5 литра; 8-цилиндровый с объемом 6 литров и 7-литровый дизель. Исходя из этого, расход на 100 км составлял около 18-22 литров, а разгон до 100 км/ч - около 11 секунд!
По причине того, что это был правительственный автомобиль, внутреннее убранство изобиловало: электроприводы задних сидений, электростеклоподъемники, проигрыватель CD-дисков, аккустическая система из 10 динамиков! Но история этого ЗИЛа заканчивается тогда, когда Горбачев не одобрил проект и закрыл его.
ЗЗИЛ 49061 или "Синяя птица"
Самое главное отличие от предыдущих автомобилей - "Синяя птица" попала в массовое производство (с 1980 по 1991 гг.) . Первое, на что обращаешь внимание - это 6-колесное транспортное средство, что может свидетельствовать о высокой проходимости и специальном предназначении.
ЗИЛ оснащался 2-мя гребными винтами, независимой подвеской для каждого колеса, что позволяло преодолевать не только водные преграды, но и рвы шириной свыше 1,5 метра и снежные заносы высотой около 1 метра!
Амфибия преимущественно использовалась в спасательных операциях сначала в Службе спасения СССР, а затем в МЧС РФ.
ЗИЛ Э167
Еще один вездеход производства ЗИЛа - был построен в 1963 году и предназначался для заснеженных регионов. 6-колесный автомобиль на обычной дороге мог разогнаться до 75 км/ч, в то время как на снегу - лишь 10 км/ч.
Несмотря на такую маленькую скорость, отмечалась невероятная проходимость по снегу, а чтобы он застрял - должно произойти чудо. В качестве силовых агрегатов, автомобиль оснащался двумя двигателями мощностью 118 лс., а дорожный просвет составлял впечатляющие 852 мм.
В серийное производство автомобиль не ушёл по техническим причинам и сложность в производстве.
Самодельный автомобиль "Лаура"
Говоря о "самоделках", стоит упомянуть несколько примеров. Так, два ленинградских инженера Геннадий Хайн и Дмитрий Парфенов создали спорткар "Лаура".
Всё началось на окраине Ленинграда, где из обычных водопроводных труб инженеры стали варить 2 одинаковые рамы. В качестве силового агрегата был выбран ДВС от ВАЗ 2105, который соединялся с коробкой от "Запорожца" и вращение передавалось на передний привод через шрусы от "Нивы".
Кузов делали по очень необычной технологии: на заранее подготовленный каркас вклеивались блоки пенопласта; затем излишки и неровности вырезались и вышкуривались; далее клеили 2-3 слоя стеклоткани и снова шкурили.
Автомобиль не остался незамеченный - Горбачев одобрительно отметил этот автомобиль
Самодельный автомобиль "Юна"
Другой пример самоделки - спорткар Юрия Алгебраистова "Юна". О названии стоит сказать лишь одно - название были придумано на основании сочетания первых букв имен Юрия и супруги Наташи.
На первом этапе проекта почти вся ходовая часть была позаимствована у "Волги", а салон и кузов - спроектирован с нуля. Первый двигатель также было решено позаимствовать у Волги, но со временем он был успешно заменен на ДВС от BMW 7 M30 с объемом 3,5 литра вместе с АКПП.
Стоит отметить, что "Юна" - одна из немногих самодельных машин, которая существует и сейчас в превосходном состоянии.
Интересный факт - на сегодняшний день "Юна" прошла свыше 800 тыс. км.