Найти в Дзене
Легенды авиации

Легенды авиации. Як-3

Оглавление

Наш канал рассказывает об авиации, авиаторах и конструкторах. Все наши публикации вы сможете найти, если подпишитесь на наш канал!

А сейчас - о легенде Великой Отечественной, о самолёте, который известен не только в России. Этот самолёт -

Як-3

Самолёт Як-3 создал в 1943 году коллектив, возглавляемый А. С. Яковлевым, развивая уже оправдавший себя в боях истребитель Як-1.

На аэродроме
На аэродроме

Тактико-технические характеристики Як-3

Экипаж: 1 человек
Длина: 8,49 м
Размах крыла: 9,20 м
Высота: 2,38 м
Площадь крыла: 14,83 м²
Масса пустого: 2105 кг
Масса снаряжённого: 2650 кг
Силовая установка: 1 × ВК-105ПФ2
Мощность двигателей: 1 × 1240 л.с.
Лётные характеристики
Максимальная скорость: 645 км/ч
Крейсерская скорость: 600 км/ч
Практическая дальность: 648 км
Практический потолок: 10 700 м
Скороподъёмность: 1 111 м/мин
Вооружение:
Стрелково-пушечное: 1 × 20-мм пушка ШВАК,
2 × 12,7-мм пулемёта УБС

Конструктор: Александр Яковлев

А. С. Яковлев
А. С. Яковлев

Родился 19 марта (1 апреля) 1906 года в Москве, в семье служащего. Русский. Отец — Сергей Васильевич, окончил московское Александровское коммерческое училище. По окончании обучения служил в транспортном отделе нефтяной фирмы «Товарищество братьев Нобель». Мать — Нина Владимировна, домохозяйка. Род Яковлевых происходит из крепостных крестьян графа Дмитриева-Мамонова. Дед Александра Сергеевича — Василий Афанасьевич держал в Москве свечную лавку у Ильинских ворот и имел подряд на освещение люстр Большого театра.

Жена - Медникова Екатерина Матвеевна. Младший сын - Яковлев Александр Александрович (дочь - Яковлева Екатерина Александровна). Старший сын - Яковлев Сергей Александрович (у него двое сыновей от разных жён).

-3

В 1919—1922 годах работал курьером, продолжая учиться в школе. С 1922 года строил летающие авиамодели в школьном кружке. В 1920-е годы Яковлев — один из зачинателей советского авиамоделизма, планеризма и спортивной авиации.

В 1924 году Александр Яковлев построил свой первый летательный аппарат — планёр АВФ-10, который был премирован как один из лучших советских планёров на всесоюзных соревнованиях. Яковлев выпустил свой первый самолет АИР-1. С тех пор 12 мая 1927 года, день первого полета АИР-1, считается датой рождения ОКБ А.С. Яковлева.

В 1924 — 1927 годах Яковлев работал сначала рабочим, затем мотористом лётного отряда ВВИА имени Н. Е. Жуковского. Несмотря на многочисленные просьбы и обращения, в академию его не брали, ввиду «не пролетарского происхождения». В 1927 году Яковлев построил лёгкий самолёт АИР-1.

В 1927 году был зачислен в Академию имени Н. Е. Жуковского, которую закончил в 1931 году. В 1931 поступил инженером на авиазавод № 39 им. Менжинского, где в августе 1932 года организовал группу лёгкой авиации.

15 января 1934 года Яковлев стал начальником производственно-конструкторского бюро Спецавиатреста Авиапрома, в 1935 — 1956 годах был главным конструктором. Член ВКП(б) с 1938 года.

С 11 января 1940 года по 1946 год одновременно являлся заместителем наркома авиационной промышленности по новой технике, с марта 1946 года заместителем министра авиационной промышленности (по общим вопросам). В июле 1946 года оставил должность заместителя министра по собственному желанию.

С 1956 по 1984 год — Генеральный конструктор ОКБ имени Яковлева.

Знак ОКБ  им. А. С. Яковлева
Знак ОКБ им. А. С. Яковлева

Всего ОКБ создало свыше 200 типов и модификаций летательных аппаратов, в том числе более 100 серийных.

История Як-3

Як-3
Як-3

Самолёт Як-3 создал в 1943 году коллектив, возглавляемый А. С. Яковлевым, развивая уже оправдавший себя в боях истребитель Як-1. Конструкторам была поставлена задача увеличить живучесть, боевые характеристики и огневую мощь. Для этого им нужно было снизить вес и увеличить мощность и скорость.

Опытный вариант Як-3 назывался Як-1М. От Як-1 он отличался укороченным крылом (его площадь 14,85 квадратных метров вместо 17,15). Самолёт получил новую модификацию двигателя — ВК-105ПФ2. Буква «П» в названии двигателя означает пушечный вариант — 20 мм пушка устанавливалась между блоками цилиндров и стреляла сквозь втулку воздушного винта. Для улучшения аэродинамических свойств в планер также были внесены изменения: изменился масляный радиатор (маслорадиатор, располагавшийся ранее под двигателем ВК-105ПФ2, был перенесён в крыло, а его воздухозаборник был упразднён и заменён входными отверстиями в носке крыла), лобовое стекло состояло теперь из одного куска, что сильно повышало обзорность.

Як-1 (о нем расскажем попозже)
Як-1 (о нем расскажем попозже)

Заводские испытания опытного образца были начаты в начале 1943 года и показали отличные результаты. Достигнутая скорость в 650 км/ч значительно превосходила заданную, также самолёт показал отличные лётные характеристики на малых высотах. В октябре самолёт проходит государственные испытания и сразу же было начато серийное производство.

Як-3 прошёл боевое крещение в июне 1944 года. Этот истребитель был любим пилотами, он с лёгкостью противостоял таким самолётам Люфтваффе, как Messerschmitt BF109 F/G и Focke Wulf FW190. Истребитель был максимально облегчён (в том числе за счет замены части деревянных элементов на металлические, а также значительного уменьшения запаса горючего) и стал одним из самых лёгких истребителей Второй мировой войны (Вес пустого Як-3 составлял 2105 кг, взлетный — 2650 кг), дальность полёта составляла 885 км, максимальная скорость около 650 км/ч. На большинство Як-3 устанавливали одну 20 мм пушку ШВАК и два 12,7 мм пулемёта Березина.

Модификации Як-3

  • Як-3П ВК-105ПФ2
  • Як-3 с ВК-107А
  • Як-3 с ВК-108
  • Як-3К
  • Як-3ПД
  • Як-3Р (Як-3РД)
  • Як-3Т
  • Як-3Т-57
  • Як-3ТК
  • Як-3У
  • Як-3УТИ
  • Як-3М

Не совсем обычная история с одной из эскадрилий Як-3

В марте 1942 в составе Советской армии появилось новая эскадрилья. Она была укомплектована только самолетами Як-1. Немцы были ошарашены, когда услышали радиообмен между самолетами. Он вёлся на французском! Уловка русских? Но нет: это эскадрилья "Нормандия"

Состав "Нормандия"
Состав "Нормандия"

Почему же я допустил такую грубую ошибку - назвал эскадрилью не "Нормандия - Неман"? Об этом узнаете в новом выпуске "Легенд авиации", а чтоб не пропустить его, подписывайтесь на наш канал!

Як-3 из эскадрильи "Нормандия - Неман"
Як-3 из эскадрильи "Нормандия - Неман"