За всю историю у Польши был всего один-единственный собственный ледокол “Perkun”. В начале 1960-х гг. судостроение претерпевало большие изменения: во всю испытывались и применялись новые технологии, ледовые поля Арктики бороздил первый в мире атомный ледокол “Ленин”. При проектировании судна применили новые методы. “Perkun” - первый в мире ледокол, корпус которого моделировался и испытывался в опытовом ледовом бассейне, и именно о нем рассказывает первая научная публикация о подобных испытаниях, которая вышла в 1964 г. В бассейне специальным способом намораживался тонкий ледовый слой, имитировавший лёд Балтийского моря. Модель ледокола спускали на воду и смотрели, как и при каких мощностях корпус проламывает лёд, после чего вносили в конструкцию изменения. Сам ледокол по заказу правительства Польши строили англичане на верфи в городе Аплдор. “Perkun” был готов в 1963 г., портом приписки был порт Штеттин. Судно получилось небольшим (длина 56 м), внешне напоминало Советские ледоколы проекта 97, о некоторых из которых мы рассказывали раньше вот здесь:
В движение “Perkun” приводили четыре дизельных двигателя общей мощностью более 2400 кВ. Ледокол занимался проводкой торговых судов в Балтийском море, но и кое-чем поинтереснее. С 1982 по 1986 гг. “Perkun” участвовал в научных экспедициях к берегам архипелага Шпицберген. А еще в 1975 г. Польша стала заниматься разведкой нефтяных месторождений в Балтийском море, и ледокол работал как буксирное судно для первых буровых платформ. По некоторым косвенным данным, весной 1982 г. он использовался для разработки нефтяного месторождения B8, которое находится в 70 км к северу от польского прибрежного города Ястарня. При этом собственно добыли нефть там только 30 лет спустя. Где-то в польской прессе будто бы проходило сообщение, которое рассказывало не только о применении ледокола в нефтеразведочных операциях, но и о том, что “Perkun” - первый ледокол, достигший русла реки Амазонки. Звучит очень захватывающе, но нам не удалось найти подтверждения этой информации. Если наши опытные читатели что-нибудь знают об этом - поделитесь!
В 1993 г. ледокол “Perkun” продали индийской компании, а через два года - утилизировали. С тех пор у Польши снова нет ни одного ледокола, а память о ледоколе “Perkun” осталась только на почтовых марках да на обложке дебютного альбома польской рок-группы “See You At Midnight” 2013 года.