Русалка это история единственного польского автомобиля.
К сожалению, польский автопром не имеет богатой истории. Централизованная экономика не могла справиться с этой отраслью. Единственным исключением была Русалка, которая, с нуля, была работой польских инженеров, к сожалению работающих в плохих условиях.
В межвоенный период были такие нищие бренды, как Ralf-Stetysh и CWS, но после войны небольшие частные компании больше не имели места. В августе 1948 года началось строительство государственного завода легковых автомобилей. В отличие от первоначальных планов, Fiat 1400 там не был запущен, а ГАЗ-М20, выпускаемый по советской лицензии. Первоначально завод отвечал только за сборку, но с 1954 года началось производство автомобилей из деталей, произведенных в стране.
В мае 1953 года руководство Польской Народной Республики решило разработать маленький автомобиль. Через месяц заказ на такой автомобиль был отправлен в ФСО. Те, кто думал, что польские инженеры могут расправить крылья и построить популярный автомобиль для Ford T или Volkswagen Hunchback, были разочарованы.
Самым важным ограничением была стоимость. Руководителем команды, ответственной за проект, был главный конструктор ФСО Кароль Пионер. Первый прототип был показан 31 декабря 1953 года, а в 1954 году были представлены еще два. Их приводил в движение двигатель, специально разработанный для сирены командой инженеров Фредерика Блюмке - двухтактный агрегат с двумя цилиндрами, объемом 690 см3 и мощностью 22 л.с. В течение следующих нескольких месяцев были проведены испытания и изготовлены прототипы, и в июне 1955 года на XXIV Международной выставке в Познани была проведена первая публичная выставка нового автомобиля.
В результате испытаний автомобиль претерпел значительные изменения: конструкция деревянного кузова была заброшена и заменена на стальную. Двигатель вырос до 746 см3, стал двигателем S15 и развил 27 л.с. Согласно плану, в сирене было несколько элементов Варшавы, включая тормозной насос, тормоза, рулевую колонку и рулевые тяги. Sirena была подвергнута критике с самого начала за плохое качество изготовления, слабые тормоза или неудобные сиденья. Таким образом, можно сказать, что Модель 100, введенная в серийное производство 20 марта 1957 года, все еще была прототипом, который требовал значительных улучшений.
Новая версия (101) появилась в 1960 году и внесла ряд улучшений - от конструкции кузова до подвески. Два года спустя дебютировала Model 102, а также версия S, которая была оснащена двигателем Wartburg мощностью 992 куб. См и 42 л.с., что значительно улучшило производительность. С приходом 103 пришло время улучшать польский генератор, который шел до 30 л.с. В то время топливный бак был перемещен из-под капота, позади заднего сидения, и подвеска была также улучшена. Еще большая новинка была представлена в модели 104: 2-цилиндровый двигатель был заменен 3-цилиндровым объемом 842 см3, мощностью 40 л.с. и работал с синхронизированной коробкой передач. Эта версия узнаваема по серебряным слиткам на ручках.
Последним и самым длинным сортом, произведенным в Сирене, была модель 105, которая была первоначально выпущена (в 1972 году) одновременно в Варшаве и Бельско-Бяле. Однако через год компания была ограничена вторым заводом. Классическая дверь уже получила 105 экземпляров - во всех предыдущих сиренах она открывалась «против ветра». С 1975 года модель Lux также выпускалась с рычагами переключения передач и ручным тормозом на земле, а также с более удобными сиденьями. Модель 105 выпускалась до 1983 года.
Syrena был единственным полностью польским легковым автомобилем после Второй мировой войны, поэтому другие концепции автомобилей, разработанные польскими инженерами, возникли вокруг этой марки.
Сама оригинальная сирена не является источником гордости. Суровые условия, в которых эта машина была построена, и значительная экономия, достигнутая дизайнерами, привели к очень плохому дизайну сирены. Хотя предположения идентичны, как и в случае современных автомобилей, построенных на Западе, производительность была не такой хорошей. Нехватка ресурсов и опыта привела к избыточному весу, малой мощности, техническим дефектам и особенно низкому качеству. Автомобиль уже устарел и, несмотря на свои внушительные габариты, уступал Fiat 126, выпускаемому по лицензии.
Поэтому история сирены довольно трагична - единственный польский автомобиль в истории массового производства (было выпущено 521 311 экземпляров) стал жертвой времени и реалий его изготовления.