Разберемся с причинами неисправности "почему двигатель автомобиля глохнет при сбросе газа". На примере карбюраторного двигателя 21083 автомобиля ВАЗ 21093 (21083, 21099).
Режим принудительного холостого хода карбюраторного двигателя автомобиля
Чтобы быстро и точно диагностировать причины этой неисправности нужно знать, что происходит при сбросе газа с двигателем автомобиля. При сбросе газа (во время переключения передач или движении накатом - торможении двигателем) двигатель работает на т.н. принудительном холостом ходу (ПХХ). На этом режиме топливо в карбюратор не поступает вовсе так как дроссельные заслонки обеих камер закрыты (ГДС не работают), а система холостого хода перекрыта электромагнитным клапаном. Поршни ходят в цилиндрах только за счет вращения к/вала и работы трансмиссии. Двигатель превращается из производителя энергии в ее потребителя.
В режиме ПХХ двигатель может работать как кратковременно, так и довольно долго (например, во время спуска автомобиля со склона с включенной передачей и отпущенной педалью газа).
Зачем это нужно? Это нужно для экологии и экономии топлива. Так как если не прекратить подачу топлива на этом режиме, условия его сгорания, при резком снижении подачи воздуха в цилиндры, ухудшаются . В результате увеличивается выброс СО в атмосферу. Растет расход топлива.
Для того чтобы управлять этим режимом на карбюратор установили систему экономайзера принудительного холостого хода - ЭПХХ.
Работа системы ЭПХХ карбюратора Солекс при сбросе газа
Система ЭПХХ включает в себя управляющее устройство - электронный блок управления (черная коробочка на щите моторного отсека), два сигнальных устройства - датчик-винт (винт количества карбюратора) и вывод "К" катушки зажигания. А так же одно исполнительное устройство - электромагнитный клапан (ЭМК), запирающий своей иглой топливный жиклер системы холостого хода карбюратора.
По сигналу с датчика-винта (заслонка открыта или закрыта) и частоте импульсов с катушки зажигания (частота вращения коленчатого вала) блок управления определяет наступление или прекращение режима ПХХ. И соответственно прекращает или возобновляет подачу топлива через СХХ включая или выключая ЭМК.
Блок управления определяет наступление ПХХ по одновременному выполнению двух условий:
- дроссельные заслонки закрыты (на блок поступает «минус» с датчика-винта);
- частота вращения коленчатого вала выше 2100 - 2300 об/мин.
Электромагнитный клапан при этом обесточивается, его игла запирает пропускное отверстие в топливном жиклере СХХ. Топливо в двигатель через СХХ не поступает, и он работает в режиме принудительного холостого хода, не выбрасывая СО и не расходуя бензин.
Двигатель глохнет при сбросе газа, почему? Причины неисправности.
Основная причина того, что двигатель глохнет при сбросе газа - переобогащение топливной смеси на режиме ПХХ, из-за того, что игла электромагнитного клапана ЭПХХ не своевременно запирает топливный жиклер системы холостого хода. Когда, при сбросе газа, дроссельные заслонки закрываются, количество воздуха проходящего через карбюратор резко сокращается, а разрежение под заслонкой, наоборот резко возрастает и вытягивает бензин через СХХ во впускной коллектор. Состав топливной смеси внезапно становится слишком обогащенным, а гореть обогащенная смесь не особо хочет. Двигатель глохнет (или пытается заглохнуть).
Почему так происходит? Чаще всего дело в отказе какого-либо из устройств системы ЭПХХ или неисправности в ее электрической цепи (например ,"обрыв") после чего двигатель автомобиля начинает глохнуть при сбросе газа. Что делать при отказе системы ЭПХХ и как ее проверить в статье на сайте "Проверка и ремонт ЭПХХ карбюратора Солекс 2108, 21081, 21083".